Петров Даниил Александрович,
директор «Центра социальной консервативной политики Северо-Запада России»:
- Любимое выражение многих людей от искусства: «Всем цветам цвесть! Не надо нам вас со своей классикой, должно существовать всё - и авангард, и супрематизм и все остальное». Но все люди творческие, и за всеми своими формулировками они не всегда видят смысл, который за ними стоит.
Но если быть ближе к земле, и если разрешать цвести всем цветам, то через некоторое время цветов не остается, а остаются только сорняки! В лучшем случае - какие-то красивые сорняки: положим, чертополох какой-нибудь - он, возможно, и красивый, - но в основном это будет какая-нибудь черно-зеленая масса, черт-те что.
Вот так, собственно, у нас и произошло. Давайте, пусть всем цветам цвесть, и каждый будет агрономом, каждый, кто кисточку в руку взял - тот художник. И посмотрите теперь, что мы видим? Везде - в дизайне, в искусстве, в архитектуре, везде - изобразительное искусство превратилось в заросший бурьяном пустырь, где, еле-еле продираясь сквозь иголки и мусор, все же где-то еще теплится огонь художников, которые все-таки считают, что надо уметь рисовать, а чтобы правильно писать - нужно учиться, что нужно овладевать мастерством. Причем годы. Чтобы создать какое-то произведение, мастерством нужно овладевать годы! А зачем же этим овладевать? - А не надо! Можно просто сказать: «Я художник, я так вижу!»
Поэтому лично я не против, и всегда это говорю, авангарда и других направлений. Есть совершенно потрясающие авангардисты - и старые, и новые. И если продолжать эту метафору, то мы вовсе не хотим никакое поле выстригать, никаких бульдозеров против них выпускать не собираемся. Пожалуйста, делайте, что хотите, но давайте хотя бы один квадратный километр оставим для классического искусства, для реализма, и не нужно иного пускать за этот забор. И этот квадратный километр - это, конечно же, Академия художеств. Она естественным образом должна быть флагманом академического искусства. На то она и Академия. А там тоже черт-те что! Преподаватели писать не умеют, преподаватели пишут так, что из районной школы их бы выгнали - настолько всё плохо! Поэтому и нужно делать некий заказник, заповедник для реалистического искусства.
И никого мы не хотим лишать бюджета, если хотите - сидите на нем, только будьте любезны: оставьте реалистическое искусство потомкам. А вы его уничтожаете.
Константинов Анатолий Николаевич,
заслуженный работник культуры, председатель Российского творческого Союза работников культуры, президент Фонда Морское образование, действительный члено Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ), член постоянной комиссии по воспитанию студентов при Совете ректоров вузов Санкт-Петербурга, межведомственной комиссии по морскому культурному и историческому наследию при Морской Коллегии РФ:
- Это пространный большой разговор, потому что меня больше заботит не только сохранение того или иного творческого метода, но и сохранение в принципе всех культурных традиций. В данном случае реализм - это, безусловно, столбовое направление в нашей культуре, и такое движение всегда было в нашем искусстве. Естественно, его нужно и сохранять, и развивать, это очевидно. Но точно так же, как и многое другое, потому что у нас, на самом деле, много проблем, связанных с существованием и развитием нашей культуры, и разговор без целевой аудитории не очень понятен. Знаю про идею создания независимого Музея и независимой Академии, мы не раз ее обсуждали, но вопрос больше упирается в организационно-политические моменты, потому что любое вхождение, вторжение в существующую структуру всегда чревато конфликтами, неизбежно. Я же сторонник того, чтобы не искать себе врагов, а искать единомышленников. Поэтому я считаю, что не надо никуда вторгаться, нужно создавать своё.
Чирко Василий Ефимович,
искусствовед, научный сотрудник Государственного Эрмитажа:
- В.П.Чеботарь всегда чутко реагирует на все происходящее в обществе, он инициатор этого движения, он и меня в него пригласил. Конечно, это Движение крайне необходимо, потому что мы собирались по поводу последней выставки дипломных работ в Академии художеств. Мы все это смотрели, сравнивали с академической живописью в музее, и конечно, мы видим, насколько велика разница с предыдущими выпусками. Да и сам Вячеслав Павлович всегда пишет произведения, наполненные глубоким смыслом. Действительно, реализм - это искусство, которое не может не трогать даже тех, кто не искушен в живописи. А нынешнее искусство, которое идет на поток сегодня, конечно, вроде бы выдают за искусство, но искусства в нем мало, а порой оно даже непонятно человеку. Поэтому прежде всего реалистическое искусство всегда должно быть понятно любому, ведь оно делается для людей - и не просто для того круга людей, которые любят нечто абстрактное. Поэтому нужно ориентироваться, конечно, на основную часть общества и воспитывать общество. Скажу также, что, когда у нас в советское время (мы это помним) хотели воспитать человека будущего, человека коммунистических убеждений, в первую очередь именно искусство, культура поднимали все эти вопросы, и все это было основано на реализме. И темы поднимались очень интересные! Действительно, человек должен жить современностью, но, конечно же, и помнить прошлое, а искусство как раз и должно воспитывать такое чувство. Вот, например, сегодня приходишь на потрясающую выставку Сурикова: время прошло - а ведь смотришь, такое искусство трогает душу и сегодня, так же, как и современников Сурикова. Потому что это реалистическое искусство. Поэтому, конечно, за возрождение этого искусства надо бороться.
- А как вы относитесь к идее к созданию на базе АХ частного музея и частной академии?
- Конечно же, я только за! Особенно у В.П.Чеботаря - у него столько всего в мастерской! Он подарил массу картин городу, а ведь сегодня, несмотря на все усилия, у города опять нет ничего такого, что город мог бы показать людям. В.П.Чеботарь - великий мастер, а он оказывается в тени. О нем многие знают, говорят о нем, но чтобы его действительно оценить - нужно, конечно же, увидеть его произведения, нужно, чтобы все люди могли это увидеть. Ведь не установили же его проект памятника Андрею Первозванному, даже модель уничтожили! Это просто какой-то ужас. Конечно, я за то, чтобы такой музей был».
Хохлев Владимир Владимирович,
архитектор, член «Союза архитекторов РФ», вице-президент литературного фонда «Дорога жизни», редактор, сценарист
- Как выпускник Академии художеств (1985), считаю, что это высшее учебное заведение, по определению, должно готовить специалистов реалистического направления, сохраняя традиции, которые существовали в Академии с момента ее основания. Создавать какую-то новую частно-государственную академию - на базе существующей, признанной во всем мире - считаю нецелесообразным.
Дмитрий Полушкин,
философ
НЕОРЕАЛИЗМ ВЯЧЕСЛАВА ЧЕБОТАРЯ
Не хочется рассуждать о терминологии, чтобы не провоцировать ненужные дискуссии. У философов реальность лежит за границами чувственного восприятия, а «данное нам в ощущениях» принято называть действительностью.
Художественное творчество как будто бы владеет исключительно языком видимого, но, как и любое искусство, своими средствами способно проникать до глубин духовного восприятия, изначально заложенного в человеке божественным замыслом.
Поскольку в России, стране глубоко верующего народа, единственным «живописным жанром» была иконопись, в XVIII веке художественные приёмы и посылы иконописцев переносились на холсты изобразительного бытописания, сохраняя божественную причастность творения.
Впоследствии русский реализм, сохраняя академические формы, изменил свои смыслы и задачи художественного творчества как духовного преобразования человека в направлении социальной проблематики.
Сохраняя высокое мастерство, художники стали обращаться не к человеку, а к обществу.
Вячеслав Павлович Чеботарь, художник академической школы, уже в ранних своих работах старался показывать в своих работах лучшее, что есть в человеке, а именно, проявление божественного начала, а не идеологическую преданность, например, в образах защитников Брестской крепости или строителей БАМа.
В последнее время В.Чеботарь всё больше обращается к религиозной тематике. Последний цикл работ, посвящённый подвижничеству св. князя Александра Невского, возносит русский реализм на небывалую высоту.
Дионисиева гамма и рублёвские силуэты вкупе с мозаичностью стиля производят неповторимое впечатление запредельности и вместе с тем близости к зрителю, к человеку, живущему на земле.
Александр Невский и Пётр Великий узнаваемы в небесных одеяниях, а не зашифрованы «современным взглядом» художника XXI века.
Реалист Вячеслав Чеботарь в своём творчестве обращается не к разуму, а к сердцу и душе человека, справедливо полагая, что реализм должен быть точным, не имеющим толкований.
Новый художественный реализм, разработанный мастером в исканиях на долгом творческом пути, это не реализм быта, а реализм бытия, внутренней жизни человека.
Художественный музей (нового) русского реализма, основанный на работах В.П.Чеботаря и его учеников и единомышленников, безусловно, нужен стране, а его местонахождение непременно должно быть в культурной столице России - Санкт-Петербурге!
Лесничий Валерий Владимирович,
международная Академия наук экологии, безопасности человека и природы
- Движение за возрождение русского реализма родилось в этом году, хотя уже давно эту проблему ставит художник Вячеслав Павлович Чеботарь. С момента рождения его Академии Сверхкартины он пытается донести до людей идею о том, что за то время, как мы существуем и в XX-м, и в XXI веке, серьезных фамилий всемирной известности среди отечественных художников в последние годы так и не появилось - вот что объективно происходит. Ведь посмотрите, что было раньше? На мастеров, известных всем, ходили - и на выставки, и в Эрмитаж, а сейчас, несмотря на то, что существует разного уровня системная подготовка художников, такого нет. И это не голословное утверждение, потому что участники Движения ходили в Академию художеств имени Репина, и не раз, несколько лет подряд мы смотрели работы выпускников Академии, и В.П.Чеботарь как специалист, как великий мастер показывал их нам, указывая нам на те моменты, которые с каждым годом свидетельствуют о снижении качества работ, о том, что не так все делается, как раньше. Если раньше свои работы выставляли почти все, то сейчас выставляется едва ли пятая часть, может быть, одна десятая из тех учащихся, что числятся в Академии; то есть выставляется совсем ничего. И это практика показывает, что далеко не все в порядке. Что конкретно - трудно сказать мне как не специалисту, но ясно, что это системная проблема в искусстве и культуре, потому что страдают приоритеты в подготовке профессионалов. И это наблюдается на всех уровнях, потому что старые школы уходят, мастера уходят, а новые, адекватные не появляются. Отсюда и обеспокоенность относительно того, что мы можем очень многое потерять, если вовремя не начать предпринимать усилия, противодействующие этим тенденциям - в виде создания, например, альтернативных групп или школ. В этом плане и предлагается создать частно-государственную структуру в виде Академии и классического художественного музея, куда, например, В.П.Чеботарь готов вложить все свои работы, которые он в течение всей жизни создал, и с этой просьбой он обращался и обращается сейчас в структуры власти. Кроме того, он подарил городу 373 картины для создания такого музея. В этом плане уже есть серьезные «материальные», как говорится, наработки, но для того чтобы это осуществилось, нужна, конечно, поддержка - и не только властных структур и их добрая воля, но и в целом граждан России, людей, которые болеют за качество и флаг нашей отечественной художественной школы. И мы приглашаем и призываем всех, кто испытывает боль за такую ситуацию, тех, кто хотел бы изменить положение к лучшему, к нам, в Движение. Сейчас, кроме того, мы пытаемся развить эту тему, связав ее с предстоящим торжественным Днем перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Лавру. В этот день совершается ежегодный общегородской крестный ход по Невскому проспекту, и есть идея представить людям 9 больших полотен 3 на 6 метров, которые В.П.Чеботать писал в течение уже 14 лет. Они связаны с духовным становлением и развитием Александра Невского, и эти тенденции он пытается совместить. Нужно выставить в Лавре эти картины, для того чтобы их их могли увидеть и оценить все люди.
Леденёв Виктор Иванович,
ветеран боевых действий, полковник юстиции в отставке
- На днях у нас была встреча по вопросу об участии Движения 12 сентября 2024 г. в праздновании Дня перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Лавру. Мы сейчас готовимся продвигать эту идею с помощью влиятельных лиц, направляем письма, документы об этом проекте. И я не просто поддерживаю Движение за возрождение русского реализма двумя руками. Зная лично Вячеслава Павловича Чеботаря, определенную недооцененность его работ, я борюсь за то, чтобы он получил должное признание, и его работы нашли бы свое должное место, в том числе в Александро-Невской лавре. И очень хорошо, что вопрос сейчас поднимается газетой «Новый Петербург», это отличная газета, мне она уже давно известна, это очень хорошая и нужная газета, это не болталка какая-то. Эта газета не с официозом, не продвигает мейнстрим, она говорит про совершенно нужные, необходимые вещи, и в этом ее ценность.
Общественное Движение
ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКОГО РЕАЛИЗМА
196158 г.Санкт-Петербург
Ул.Ленсовета, д.70, кв.54
Т. +7-911-744-09-31
E-mail:
monteon@mail.ruhttps://vk.com/academicartdefendhttps://rrealism.livejournal.com/https://t.me/r_realism