(по мотивам шоу «Право голоса» 23.1.19)
Преступники обычно периодически возвращаются к времени и месту совершения преступления. В данном случае - к разрушению СССР в 91-м в столице. Этот вояж во времени и в пространстве был совершен в форме попыток ответа на два казалось бы охватывающих все мотивы данного преступления вопросы : за что нам должно быть стыдно и чем мы можем гордиться.
Именно казалось бы, потому что то, за что стыдно одним, для других является предметом гордости, либо, в более запутанном варианте, стыдящиеся выдают за стыд предмет своей гордости, либо гордящиеся делами своими и своих предшественников говорят о них как о том, за что должно быть стыдно. Вы сами можете уловить эти нюансы. Ну, например :
За что стыдно :
- за Сталина,
- за Гулаг,
-за массовые депортации,
- за потери в ВОВ,…
С другой стороны, стыдно :
- что распался Советский Союз (присягу давали!),
- не защитили,
- советское правительство ничего не сделало для его защиты,…
С третьей стороны, стыдно
- за сталинскую коллективизацию,
- за доносительство,
- за привилегии партноменклатуры,
А чем можно гордиться?
- тем, что СССР - одна из высших точек нашего могущества,
- что он был мировым антикапиталистическим проектом, правда, недолгоживущим,
- доказал, что ничего лучшего, чем социализм пока нет.
У нас ностальгия :
- по великой Державе,
- по морю красивых беременных женщин в провинциальных городах страны,
- по сплошным детским площадкам, встречающимся на пути едущего по её дорогам.
Ну и т.д. Но, господа и товарищи, за бортом этого оправдательно-кающегося процесса, с нашей точки зрения, остались два незатронутых момента.
1. Обычно те, кто рушит, разворовывает, насилует, растлевает и те, кто строит, помогает, защищает бескорыстно, от чистого сердца - это разные люди. К примеру, вполне возможно, что создавали Советский Союз одни, а пустые полки, дефициты, колбасные поезда - другие.
2. Обычно при анализе исходят из того, что разрушители, как и созидатели, защитники действовали в данном случае из положительных мотивов права, восстановления законности, справедливости. А дальше, что выросло то выросло. Но так ли это, всегда и везде?