Многие мои читатели сожалеют о том, что я окончательно свалил в светскую науку из старообрядческой публицистики. (И это действительно так. На декабрьских старообрядческих мероприятиях в Москве и Перми моих докладов не будет, хотя мне, конечно, есть, что сказать).
Но вот посмотрите наглядный пример того, что у нас творится:
starovery.unoforum.pro/Если вы сходите по этой ссылке, то убедитесь в том, что аз грешный получил в свой адрес следующие эпитеты: гаденыш, говно, неверующий, пакостник, поганец, гнида, мразота, фуфлософ и явленный пидор. Но самое интересное состоит в том, что при этом в статусе оскорбителя хожу именно я, хотя ничего подобного я не высказал!
Чтобы показать отсутствие каких-либо оскорблений с моей стороны, мне придется провести маленький философский мастер-класс.
Итак, что такое оскорбление? Это приписывание мной оппоненту тех черт, которые морально неприемлемы им самим (подчеркиваю - не мной, а им самим; это принципиально важно). Меня обвиняют в том, что я, дескать, оскорбил тех, кто занимается возвращением бывшего московского старообрядческого храма на Апухтинке, сделав экспертный прогноз по поводу того, что там, скорее всего, "сто к одному", будут офисы, а не храм.
У возвратителей бывшего храма есть два варианта действий: сделать храм (что очень дорого и, к тому же, непонятно, будет ли он пользоваться молитвенным спросом) и сделать офис-центр, как в бывшем старообрядческом храме в Лефортовском переулке (что, наоборот, прибыльно). Возвращали в РПсЦ храмы, освящали их по-новой? Да, возвращали и освящали, это морально приемлемо для РПсЦ вообще и для московских старообрядцев в частности (см. "Белорусскую"). Делали из бывшего московского старообрядческого храма офис-центр? Делали - в Лефортово. И этот вариант также морально приемлем для московских старообрядцев (не для наших уральских, но речь-то идет о мнимом оскорблении в адрес московских!), которые двадцать лет ходили мимо храма в Лефортово и в ус не дули! Следовательно, прогноз о том, что московские старообрядцы предпочтут один морально приемлемый для них вариант другому морально приемлемому для них варианту, никак не может считаться оскорблением. Точка.
Аргументация доказанными фактами - это корректная аргументация. Но с людьми, которые не умеют спорить, лучше вообще не спорить. Поэтому я и самовыпилился из указанной темы.
Что показывает данная, с позволения сказать, "дискуссия"? Она показывает то, что логическая культура аргументации утеряна в нашей Церкви напрочь - по сравнению с начетчиками столетней давности. Кто должен возрождать эту культуру? Философы. Лоскутов мог бы, но он в Церкви имеет репутацию "гаденыша" и "фрика". Так что пускай логическую культуру возрождает (и прежде всего в Москве) самый рукопожатный философ Антонов, который, однако, данной проблемой не занимается, хотя мог бы. (Это, так сказать, замечание от остепененного философа неостепененному).
Что еще показывает данная, с позволения сказать, "дискуссия"? То, что в публичном пространстве РПсЦ в значительной мере представлена хамской "Старкой". Меня там обхамили далеко не первого и далеко не последнего. "Старка" по этой причине уже стала просто знаменитой - "притчей во языцех" - в старообрядческих и околостарообрядческих кругах. Более того, "Старка" именно в таком хамском качестве неизбежно попадает в анналы истории. Ее "перлы" будут цитировать историки древлеправославия и через 20, и через 100, и через 200 лет. И это, безусловно, "заслуга" того священника, который является духовником админа (я, кстати, не знаю, кто это из священников). Поясню, в чем дело. Мне мой духовник говорит "не публикуй свою скандальную книгу о староверии" - я и не публикую. Мне мой духовник говорит "прекращай свою скандальную "Летопись"" - я и прекратил. Александр Писаревский 10 лет назад тоже закрыл свой сверхпопулярный (и куда более культурный) общестарообрядческий форум без разговоров. Напрашивается просто неизбежный вывод о том, что "Старка" - это голос и позиция админского духовника, который прилюдно мажет свою Церковь дерьмом ... Зачем ему это надо - откуда я знаю?
(Кстати, это показывает, что нельзя ставить бывших вояк на PR. Вот мой коллега Роман Аторин неплохо справляется с Public Relations - в рамках своих полномочий в московской митрополии).
Старообрядческая публичность - общая картина с ней печальная ... Один никонианин даже намедни написал, что аз грешный - первый встреченный им в Интерете вменяемый старовер. Я, охломон! У нас же полно людей, которые лучше меня!
Вся молодежь уже в онлайне - и что она здесь в первую очередь видит по поводу РПсЦ? Хамскую "Старку" и непотопляемую "Русскую веру", распространяющую ереси. Вот тебе, бабушка, и православная миссия!
Теперь вы, надеюсь, поняли, почему я предпочел науку старообрядческой публицистике? В науке АРГУМЕНТИРУЮТ вместо того, чтобы брызгать слюной и устраивать, извините, гевалт. (И с этикой там ситуация поприличнее).