Во время этого пребывания в США я перемещаюсь не на рента-каре (как было в предыдущих поездках), а на общественном транспорте. Связано это с тем, что в этот раз я не покидаю пределов Нью-Йорка. Так как общественный транспорт тут хорошо развит, а при использовании рента-кара возникают сложности в виде дорогой парковки и платных проездов через мосты, то все плюсы использования автомобиля в этот раз сходят на нет.
Основным видом общественного транспорта в Нью-Йорке является метро. Это и не удивительно ибо нью-йоркское метро является крупнейшим в мире по количеству станций (468 станций, 26 линий общей протяженностью 337 километров). Линии проложены во все
боро города кроме Staten Island (но там есть железнодорожная линия со схожими поездами). Метро Нью-Йорка носит название Subway (подземка), хотя 40% путей проходят по земле или над землей.
Главным отличием от московского метро является то, что в Нью-Йорке важно не название линии, а название (номер) маршрута, так как поезда разных маршрутов могут идти по одним и тем же линиям. Это легко понять на примере трамваев - по одним и тем же рельсам идут трамваи разных маршрутов. Они могут расходиться на стрелках и сходиться где-то вновь. Маршруты имеют буквенное либо цифровое обозначение.
Еще одним отличием является разделение маршрутов метро на локальные и экспресс. Тут легко провести аналогию с пригородными электричками, которые могут идти либо со всеми остановками, либо останавливаться только на основных станциях. Станции, которые экспресс-маршруты проскакивают без остановки, обозначены на схеме метро черными точками. Станции, на которых останавливаются и локальные, и экспресс-поезда - белыми.
При наличии этих базовых знаний, пугающая на первый взгляд, схема метро Нью-Йорка, становится простой и понятной. Проложить оптимальный маршрут становится пустяковым делом.
Кстати, если Вам нужна бумажная карманная схема метро, ее можно получить в любом из Information Centre, расположенных на станциях. С навигацией в нью-йоркском метро вообще все хорошо: на станциях много табличек, указывающих направления для перехода на другие маршруты или для выхода в город. В более современных вагонах есть электронные табло, на которых отображаются маршрут поездки, текущая и следующие станции.
Единственным минусом является то, что у большинства подземных станций нью-йоркского метро практически нет привычных нашему глазу наземных павильонов, в которых располагаются входы на станции. Типичный вход на станцию нью-йоркской подземки выглядит как малозаметная узкая лестница, ведущая вниз.
Оплата проезда осуществляется с помощью магнитных карт MetroCard, которые бывают либо бумажными одноразовыми, либо пластиковыми многоразовыми (с возможностью пополнения баланса). Карта на одну поездку стоит $2,75 (по этой же карте можно после выхода из метро проехать на городском автобусе, но только в течение двух часов с момента прохода входного турникета метро. Или наоборот: сначала проехать на автобусе, а потом, но не более чем через два часа, по этой же карте войти в метро). Заплатив $30 можно сделать свою MetroCard «безлимиткой», которая позволит ездить в течение недели на метро, а также - автобусах локальных маршрутов (автобусах, курсирующих в пределах одного-двух районов). Это, на мой взгляд - идеальный вариант для приезжающих на «каникулы». Причем при желании, на эту же карту можно положить и деньги. Это удобно при, например, поездках на автобусах экспресс-маршрутов, где безлимитка не действует.
Вход и выход на станции метро зачастую осуществляется через одни и те же турникеты. Для входа нужно провести магнитной картой через «слайдер» и затем проходить через крутящийся турникет-трипод. Для выхода нужно просто выходить через этот же турникет, крутя его в обратную сторону. Иногда выход со станции сделан как крутящаяся решетчатая дверь.
Кстати, еще немного об автобусах: сегодня, садясь в автобус, обратил внимание, что он оборудован пневмоподвеской. При подъезде к остановке, он «приседал» мордой (где расположена передняя дверь, через которую осуществляется вход пассажиров) вниз. При отправлении, морда поднималась обратно вверх.
Отдельно стоит упомянуть такое транспортное средство как AirTrain. Это - аналог нашего легкого метро, курсирующий между терминалами JFK - основного аэропорта Нью-Йорка. Поезда AirTrain состоят их двух вагонов и движутся в автоматическом режиме (в них нет машинистов). Объезжая по кругу все терминалы аэропорта, Airtrain затем подъезжает сначала к станции, где располагаются пункты выдачи/возврата рента-каров основных прокатных контор, а затем - к одной из двух станций нью-йоркского метро. Причем если вам нужно добраться от одного терминала аэропорта до другого или от терминала до пункта выдачи рента-кара, то эта поездка бесплатна. Плата в размере $5 взимается лишь в случае, если Вы решили пересесть с AirTrain на метро. Оплата осуществляется с помощью все той же магнитной карты MetroСard.
P.S. Часть фотографий в посте взяты из Интернета, так как под рукой не оказалось нужных ракурсов, а откладывать публикацию поста не хотелось. В ближайшее время отсниму нужные ракурсы и заменю фото на свои.