Формулу-1 я начал смотреть очень давно - в начале 90-х годов, но после трагической гибели Айртона Сенны, за которого болел, потерял к ней всякий интерес. И лишь с появлением в Формуле-1 нашего соотечественника Виталия Петрова стал заново следить за ходом чемпионата. Не сказать, чтобы я являлся фанатом Формулы, но желание воочию увидеть один из этапов чемпионата нет-нет, да и появлялось.
Поэтому когда на горизонте замаячило посещение Шанхайского Международного Автосалона, а китайский этап Формулы-1 выпадал на предшествующий Автосалону уикенд, решение было однозначным - ехать! Посмотреть гонку с трибуны - полдела. Гораздо интереснее было увидеть мир Формулы-1 по ту сторону «баррикады» - из паддока. Но так как время подачи заявок на пресс-аккредитацию уже было упущено, то было неясно, удастся или нет осуществить желаемое. И лишь в последний момент, благодаря российскому подразделению Renault-Sport такая возможность появилась…
Прибыв в Шанхай лишь в субботу, мы сразу отправились на Shanghai International Circuit. Сегодня там будут проходить квалификационные заезды. Стоит отметить, что в Китае нет большого интереса как к автоспорту в целом, так и к Формуле-1 в частности, поэтому местоположение автодрома большинству таксистов неведомо. Потратив на дорогу порядка двух часов вместо 30-40 минут, мы все же добрались до въезда на автодром. Сам автодром и прилегающая к нему территория выглядят очень красиво и живописно.
Там нас встретил представитель команды Lotus Renault GP и усадил в микроавтобус, который доставил нас ко входу в паддок. Получаем заветные бейджи, проходим через турникеты и оказываемся на широкой аллее, разделяющей здание пит-билдинга и домики команд. Недавно закончилась третья практика, а квалификация начнется часа через полтора - у нас есть время осмотреться и освоиться.
Территория, на которой расположены домики команд, оформлена в виде классического китайского садика с аллеями, водоемами, большим количеством деревьев и кустарников. Сами домики стоят на сваях над водой и соединены с «сушей» и друг другом мостиками. Внутри каждого домика расположены кухня и столовая, где персонал команды питается в течение дня, а также комнаты для работы и отдыха.
Возле домика команды Lotus Renault GP встречаем Оксану Косаченко - менеджера Виталия Петрова. Спрашиваем ее о возможности посетить боксы команды, а также задать несколько вопросов Виталию. Получаем ответ, что все интервью на сегодня уже расписаны, но она что-нибудь придумает. Договариваемся, что как только начнется квалификация, Оксана проведет нас внутрь боксов.
Возвращаемся на аллею паддока. Она не выглядит многолюдной. На стороне боксов механики некоторых команд возятся с резиной - моют, чистят и укладывают ее в ровные стопки. На стороне домиков команд - журналисты с фото- и видеокамерами выжидают, видимо, появления пилотов. По самой аллее туда-сюда прогуливаются люди, но присутствует ощущение пустоты в паддоке. Позже Оксана Косаченко подтвердит наши ощущения - Берни Экклстоун сильно урезал количество пропусков в паддок, выдаваемых каждой команде, видимо, посчитав, что это должно привести к росту продажи билетов.
К началу квалификации мы - у боксов Рено. Оксана Косаченко просит нас не брать фотокамеры внутрь, ибо снимать там все равно нельзя. Оставляем их в подсобном помещении и проходим внутрь боксов. Нам выдают наушники, которые спасут наши уши от звуков двигателей болидов Ф1 и позволят слышать переговоры пилота с инженерами команды. Встаем за стеклом, отделяющим нас от бокса, где стоит машина Виталия. А вот здесь народу - яблоку негде упасть. Над головами - несколько мониторов. Помимо мониторов с обычной телетрансляцией, висят мониторы с технической информацией о ходе квалификации.
Ник Хайдфельд выезжает на трассу почти сразу, а Виталий все еще находится в боксах. «Сейчас поедет» - прокричала нам Оксана, пытаясь перекрыть звук работающего двигателя. Виталий выезжает и, проехав пару кругов, возвращается в боксы. У него пока 16-е время, Хайдфельд - 17-й. Во второй сегмент квалификации проходят первые 17 машин, поэтому обе машины Рено - на грани. Хайдфельд выезжает на вторую попытку и сразу показывает второе время. Петров уже 18-й. До конца квалификации - 4 минуты и Виталий выезжает на вторую попытку. С замиранием сердца следим за промежуточными временами Виталия на круге. Машина выходит на финишную прямую - первое время! В боксах Рено - овации. Покидаем боксы (не стоит злоупотреблять гостеприимством Рено, да и гостей у команды так много, что одновременно всем уместиться внутри просто нереально) и отправляемся смотреть продолжение квалификации из пресс-центра.
Дальше было 4-е время Виталия во втором сегменте, а вслед за этим его машина замерла посреди трассы из-за возникшей неисправности. По окончании квалификации мы покинули пресс-центр и направились к зоне, куда по мере выбывания из квалификации, приходят пилоты отвечать на вопросы прессы. Толпа журналистов обступила пилотов, но Виталия среди них нет. Идем к домикам команд.
По пути встречаем бывших гонщиков Формулы-1 - Дэвида Култхарда, который комментирует гонки на BBC Sport и Ники Лауду, который работает на немецком канале RTL.
Возле домика Рено видим Оксану, Виталия и комментатора Алексея Попова.
Российские журналисты обступают Виталия:
- Дурацкий вопрос: а что случилось с машиной?
- Такой же ответ: не знаю
- А в какой момент ты почувствовал, что с ней проблемы?
- После первого поворота с ней начались проблемы, в ответ на мой запрос по радио мне не смогли ничего ответить, а потом перестали переключаться передачи. Сейчас ее привезут - будем смотреть, что с ней происходит.
- А поменять машину нельзя?
- Нет, по правилам нельзя. Если бы ее вернули в боксы и мы смогли бы устранить проблему до начала третьей квалы - то тогда да, все было бы окей, мы бы выехали. Но тут все очень медленно происходит, китайцы будут ее возвращать очень долго.
- На завтра есть прогнозы?
- Завтра все будет хорошо, машину сделают, но прогнозы по гонке давать невозможно, сегодня на старте тоже все было в порядке, а потом вот… Да и квалификация - это когда ты едешь сам с собой, а завтра на старте будут и другие пилоты, и если посмотреть сегодняшние результаты квалы - то видно, что все находятся друг от друга в одной секунде.
- Конечно, нехорошо получилось по отношению к Хайфельду, у которого даже не получилось выехать на вторую квалу…
- А что? У него же был шанс. Он просто его плохо использовал…
- А как ты оцениваешь потенциал новой машины?
- Наши настройки были не хуже, чем у Феррари, а может даже и лучше. Плюс новые колеса - все это дает преимущества.
- А ты изучаешь манеру соперников стартовать?
- Конечно, это очень важно. Торо Россо всегда очень хорошо стартуют, с ними тяжело бороться на первых кругах, но на трассе наша машина быстрее, так что шансы всегда есть.
- А вы сами помогаете в настройках авто? Говорите, что нужно сделать?
- Не то, чтобы говорим, что надо сделать… Мы говорим, что бы хотели изменить, а потом вместе обговариваем, что надо сделать. Т.е. это совместный труд. Постоянная работа над машиной. Настройки меняются в зависимости от трассы, от температуры - от всего.
- А когда сидишь в машине перед квалой, есть желание, чтобы тебя побыстрее выпустили на трассу, дабы не случилась ситуация как с Хайдфельдом?
- В команде все рассчитано, все идет по плану, но пилот, конечно, может вносить корректировки. Вообще, чем позднее ты выходишь на трассу в квале, тем лучше. Но это вопрос желания идти на риск.
- Т.е. Хайдфельд пошел на риск?
- Можно так сказать. Для этого имеет значение и командная тактика, и желания пилота. Мы вот в этот раз решили выйти пораньше.
- А тяжело выступать в двух гонках с недельным интервалом?
- Нет, наоборот легче. Не остается времени на ненужный отдых и расслабон. А когда у тебя такой плохой уикэнд, как у меня был в Малайзии, то тем более хочется наоборот побыстрее забыть эти впечатления.
- А вы когда наблюдаете соревнования по телевизору, болеете, орете?
- Когда футбол - да, гонки -нет… Тут совсем другое.
Отпускаем Виталия и его сразу «похищает» один из европейских телеканалов. Они подошли к вопросу интервью весьма креативно - где-то раздобыли русскую матрешку и вложили внутрь каждой записку с вопросом :)
Потом было общение с Оксаной Косаченко, в котором она рассказала много интересного и забавного из мира Формулы-1. В частности, как за пару кругов до финиша Гран-При Австралии, в котором Виталий финишировал на третьем месте, она пошла выяснять, есть ли вообще у организаторов российский флаг ибо еще во время выступлений Виталия в Формуле-3000 и GP2 ему все время играли гимн Глинки (”Патриотическая песня” Глинки, бывшая гимном России с 1991 по 2000 годы) и все время вешали либо французский, либо голландский флаг! Один раз даже чешский был. И вот почему, стоя на подиуме, Виталий обернулся и посмотрел, какой флаг висит над ним.
Кстати, на следующий день, на стартовую решетку вынесли российский флаг, перевернутый вверх ногами :)
Саму гонку мы смотрели с трибуны. Ощущения остались двоякие: с одной стороны - атмосфера самой гонки (проносящиеся с диким ревом болиды, группы фанатов на трибунах) с другой - некий информационный вакуум (пытаясь наблюдать за гонкой вживую, упускаешь информацию, выводящуюся на установленные вдоль трассы экраны). Уже по возвращению домой, пересмотрев запись телетрансляции, я узнал много новых и интересных фактов, произошедших во время гонки.
По итогам посещения этапа Формулы-1, я сделал вывод, что мне гораздо интереснее следить за ходом борьбы в компании друзей на экране телевизора в спорт-баре, чем с трибуны, но если представится возможность побывать на Формуле-1 живьем - упускать ее нельзя ни в коем случае!