Святитель Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский.
Родился 6 февраля (ст.ст.) 1807 в с. Покровское Вологодской губернии. Пострижен в монашество 28 июня 1831. Скончался 30 апреля 1867 в Николо-Бабаевском монастыре Костромской губернии. День памяти - 30 апреля (13 мая).
С 1833 по 1857 - настоятель Троице-Сергиевой пустыни под С.-Петербургом. Известный духовный писатель, автор «Аскетических опытов», «Слова о человеке», «Слова о смерти» и других богословских трудов. С 1857 по 1861 - епископ Кавказский и Черноморский.
Нижеследующее наставление свт. Игнатия может оказаться полезным для участников православного Интернета:
Ученик. Неужели употребление смиренных слов, называемое смиреннословием, душевредно? Кажется, оно очень приличествует монаху и очень назидает мирских людей, которые приходят в умиление, слыша смиреннословие монаха.
Старец. Господь сказал: Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит [Мф. 16:26]. Зло никак не может быть причиною добра. Лицемерство и человекоугодие не могут быть причиною назидания: они могут понравиться миру, потому что они всегда нравились ему; они могут вызвать похвалу мира, потому что они всегда вызывали ее; могут привлечь любовь и доверенность мира, потому что они всегда привлекали их. Мир любит свое; им восхваляются те, в которых он слышит свой дух [Ин. 15:18-20.]. Одобрение миром смиреннословия уже служит осуждением ему. Господь заповедал совершать все добродетели втайне [Мф. 6.], а смиреннословие есть вынаружение смирения напоказ человекам. Оно притворство, обман, во-первых, себя, потом других, потому что утаение своих добродетелей составляет одно из свойств смирения, а смиреннословием и смиреннообразием это-то утаение и уничтожается.
«Находясь между братиею твоею, говорит святой Иоанн Лествичник, - наблюдай за собою, чтоб тебе никак не выказаться в чем-нибудь праведнее их. В противном случае сделаешь двойное зло: братий уязвишь твоим лицемерством и притворством, в себе же непременно произведешь высокомудрие. Будь тщалив в душе, никак не выказывая это телесно, ни видом, ни словом, ни намеком». Сколько полезно укорять себя и обвинять в греховности пред Богом, в тайне душевной клети, столько вредно делать это пред людьми. В противном случае мы будем возбуждать в себе обольстительное мнение, что мы смиренны, и преподавать о себе такое понятие слепотствующим мирянам.
Некоторый инок сказывал мне, что он в новоначалии своем старался упражняться в смиреннословии, полагая в нем, по неведению своему, что-то особенно важное. Однажды он смиреннословил, и так удачно, что слышавшие, вместо того, чтоб признать слова его ложью, а его смиренным, - в чем и заключается вся цель смиреннословия, - согласились, что он говорит правду, тогда он огорчился и пришел в негодование. Пред людьми должно вести себя осторожно и благоговейно, но просто, молчанием отвечая на похвалы, им же - на порицания, кроме тех случаев, когда прошение прощения и при нужде умеренное объяснение могут успокоить и примирить к нам порицающего.
Игнатий (Брянчанинов). О смирении. (Разговор между старцем и учеником его).
Сайт