*Метаданные - информация о другой информации, или данные, относящиеся к дополнительной информации о содержимом или объекте.
Сегодня, у меня состоялся случайный разговор с одним тайваньским туристом, который еще раз указал на некоторую чрезмерную свободу в отношении данных в России. На что у меня не нашлось лучшего комментария как сказать что мы здесь типа "очень либеральные". А о чем собственно зашла речь ? Приводя примеры Китая (Континентального), тайванец напомнил про следующие моменты государственной регуляции в отношении информации на уровне государства.
1. Поиск информации. Yandex, Google, Baidu.
Как известно, в мире существует несколько поисковых систем - это Гугл (возникший на год позже Рамблера и созданный нашим бывшим соотечественником Сергеем Брином), Яндекс и Байду. Китайцы пошли немножко дальше и ограничили поисковую систему Гугл в Китае, просто для того чтоб: а) американцы не собирали метаданные о поисковых запросах населения, по которым можно сделать вполне серьезные выводы о том что говорят на кухнях и что присходит в головах б) Продвинуть свою собственную систему. В обоих случаях, по всей видимости, цель была достигнута.
2. Электронная почта.
На примере, опять-же России, Китая и США ... соответственно - Yandex-Mail.ru, QQ.com - 163.com , Gmail.
После откровений Сноудена, Китай заблокировал Gmail и запретил его использование гос. чиновниками. Таким образом, китайские секреты остались китайскими, а ваши секреты, если вы пользуетесь Гуглом - достояние мировой общественности.
3. Социальные сети.
Facebook, VK, QQ-Weibo. Благодаря Павлу Дурову, большинство российских пользователей сидит в Контакте. Китайские пользователи в QQ b Weibo. Дабы оградить себя от цветных революций, Китай забанил Facebook. И живет спокойно.
4. Блоги. Livejournal, Aftershock, Xinlan-Weibo. Как наверное многие заметели, американский Livejournal полон кучерявых либеральных блоггеров, которые только и думают как дискредитировать власть, унизить страну и обосрать Россиян в целом. Так вот, в Китае такого нет, ибо регистрация в блогах происходит с помощью ID (аналог паспорта) и люди несут ответственность за то что пишут и к чему призывают.
5. Мессенджеры. VK, Skype, Wechat.
Общеизвестно что Skype работает в Китае, но 99 % китайцев используется Wechat, регистрация в котором происходит по телефонному номеру, а серверы находятся и принадлежат Китаю. Естественно, о чем щебечут миллиарды китайцев по интернет-каналам - известно только им самим.
6. Платежные системы. МИР, Union Pay, Mastercard, Visa.
Большинство людей не знает, не встречалось и не слышало про китайскую систему Union Pay, которой всего 10 или около того лет. А она крупнейшая в мире ! Как так получилось ? А секрет прост - в Китае можно получить карточку с иностранной платежной системой только на двух типах карт - кредитная, которую дают не всем и ВИП, которую так-же дают не всем. Таким образом, китайцы пользуются своей собственной платежной системой и те магазины и банкоматы по всему миру, которые хотят зарабатывать китайские деньги - добавляются в систему на ура.
Рад что мы сделали свою систему МИР... на днях закрою все остальные свои карты, будут только от МИРА.
7. Система глобального позиционирования. GPS, Gallileo, Glonass, Beidou.
В Китае корректно работает только Beidou, который предустановлен в смартфоны, автомобили и тд. Оригинальный сигнал всех других систем гасится и ретранслируется с заведомой позиционной ошибкой 500м-1.5 км. Да, люди не хотят чтоб точные Томагавки ловко прилетели по критичным объектам инфраструктуры. Что сделали мы ? -Обсуждается введение Глонасса на импортных автомобилях, и то хорошо.
8. Фильмы. Вы удивитесь, но в Китае все (порядка 100 в год всего) зарубежных фильмов проходят проверку на политкорректность и безопасность для общества. Никакие фильмы с "благородными американскими агентами стреляющими во вредных китайских мафиози" не имеют шансов быть одобренными к просмотру. Давайте вернемся к нам, к примеру канал CTC круглосуточно транслирует американские фильмы, где нас самих позиционируют как злодееев и уничтожают без всего смущения. Замечательно, мы ведь люди второго сорта, не так-ли ? Если нет, тогда почему это дело пущено на американский самотек ?
9. Системы перевода денег. YandexMoney, PayPal, Wechat.
YandexMoney функционирует прекрасно, спасибо компании ! В Китае PayPal с большим трудом был допущен на рынок, тогда когда Union Pay занял лидирующую роль, и весь денежный поток так или иначе проходит через него. Китайцы пользуются мессенджером Wechat с встроенной функцией перечисления денег. PayPal дорог и не популярен.
10. Смартфоны. Android и Apple iOS.
Да будет известно широкой публике, что ВСЕ ИНОСРАННЫЕ КОМПАНИИ, загружающий свой программный код в чайники, роутеры и телефоны в Китае - обязаны предоставить его в соответствующий отдел при правительстве на предмет изучения наличия отсутствия программных закладок. И да, PlayMarket-а в смартфонх нет, GPS - нет, Google и Хрома в телефонах на Андроиде
- НЕТ.
11. Twitter, Youtube и тд. -Забанено и имеет собственные аналоги в Китае. А мы ? - Нужно пользоваться отечественным!
12. Про камеры и угоны. Многие, кто бывал в Китае, вероятно заметили что камеры висят на КАЖДОМ перекрестке, и благодаря им в Китае АБСОЛЮТНО НЕТ УГОНОВ АВТОТРАНСПОРТА и очень мало нарушений скоростного режима. Кроме того, местные ГБДД-шники рассылают счета в автоматическом режиме, в редких случаях появляясь на оформления ДТП.
13(Доп). Либеральная пресса и телеканалы. - RBK, Коммерсант, Дождь в Китае ? Нет такого, от слова "добыча полезных тяжелых руд в Тибете".
14(Доп). Секты. Вот и у нас начали запрещать секты ! А прозрение-то, оно лучше поздно ... чем никак. Фалангуновцы Китая давно обгоняют либеральную прессу по выработке урановой руды.
15(Оффтопик). Биткоин говорите ? Вам доллара мало ?
Может луковиц тюльпановых , они хотя-бы материальны ...
Что в сухом остатке после 30 последних лет ? У Китая было 2% ВВП, у СССР - 20%. Сегодня ситуация иная - 17% и 3% соответственно. Пробуждайтесь, друзья мои !
PS: Про фастфуд. После скандала, когда выяснилось что KFC, Macdonalds, Burgerking в Китае вторично перерабатывает мясопродукты с истекшим сроком хранения, популярность этих сетй существенно упала во всей Азии.