"Святая простота" или преступное бездействие?

May 12, 2017 13:13



Шифрование сообщений известно с древних времен. Оно использовалось для сокрытия важной, зачастую секретной информации от врагов. В современном мире особую актуальность это приобрело в годы Второй мировой войны, а в послевоенное время - для защиты секретов государств, передаваемых по открытым каналам связи (телефон, телеграф). В последствии, с развитием сотовых сетей и мобильных телефонов, появилась актуальность защиты информации в повседневной жизни. Так, крупным транснациональным корпорациям для защиты от промышленного шпионажа понадобилось простое в использовании приложение, позволяющее отправлять обычное СМС-сообщение в зашифрованном виде. Одними из пионеров в данном направлении стала канадская компания RIM, предложившая корпоративным клиентам передовой (на тот период) мобильный телефон Blackberry с эксклюзивным приложением Blackberry Messenger, трафик которого, якобы, не могли расшифровать спецслужбы. Но в силу того, что устройство позиционировалось как корпоративное, широкого распространения оно не получило.

Указанная ниша стала постепенно заполняться различного рода приложениями с аналогичным функционалом, но в силу дороговизны трафика (на тот период) и недостаточными зонами покрытия мобильным Интернетом, пользовались слабым спросом.


После откровений Э. Сноудена о том, что спецслужбы США и стран НАТО безо всяких на то законных оснований читают и слушают мобильные телефоны ЛЮБОГО человека (в т.ч. ряда глав и высокопоставленных чиновников своих же государств) начал стремительно развивается рынок бесплатных мобильных кроссплатформенных мессенджеров со сквозным шифрованием end-2-end (WhatsApp, iMessage и Telegram, LINE, BBM, Jabber и др.), якобы, обеспечивающих абсолютную конфиденциальность переписки и звонков.

Маркетологи компаний-производителей наперебой рассказывают о том, что именно их приложение является самым защищенным и что они усердно противостоят попыткам ЦРУ, ФБР, БНД, ФСБ, МВД получить доступ к личной информации пользователей.

Так-ли это на самом деле и насколько необходимо использование end-2-end-мессенджеров в повседневной жизни?

Сервера практически всех указанных приложений находятся в странах, подконтрольных НАТО и получить доступ к хранящейся на них информации о пользователях не представляет труда ни ФБР, ни ЦРУ, ни АНБ (что бы не говорили производители приложений в маркетинговых целях). Нахождение сервера в той или иной стране автоматически обусловливает соблюдение его владельцами действующего там законодательства. (А вы до сих пор думали, что есть конфиденциальные мессенджеры?). Этой «лазейкой» и пользуются эти «благодетели», ратующие за «соблюдение конфиденциальности» пользователей своих приложений. Но об этом чуть позже.


Необходимость их использования каждый определяет для себя сам. Согласен, кто из Вас до сих пор пользуется допотопными СМС? Вопрос в том - для чего необходимы мессенджеры пользователю. 99 % пользователей отправляют фотографии внуков бабушкам, ведут бытовую переписку.  А если его использует коррупционер для обсуждение размера отката по многомиллиардному тендеру? Или может, чтобы организовать канал по пропаганде террористической и экстремистской идеологии, организации сбора денежных средств, приобретения оружия, вербовки новых сторонников, планирования терракта в месте массового скопления людей в одном из городов России, Франции или Турции?


После событий в Париже в ноябре 2015 года французские спецслужбы выступили с утверждением о том, что террористы, стоявшие за терактом, использовали в качестве основного средства общения функцию публичных чатов Telegram.

Вернемся к «лазейке». В настоящее время российские правоохранительные органы и спецслужбы сталкиваются с глухой стеной непонимания офисами компаний-производителей приложений, чьи сервера находятся в США и странах ЕС. Ну отказываются они предоставлять России информацию о пользователях и ключи шифрования. Что это? Намеренное противодействие России по указанию западных спецслужб (да, ведь азработчики мессенджеров, в т.ч. условно называемых российскими, проживают за рубежом и являются частыми гостями в офисах Интерпола и ЦРУ) или преступное бездействие?

Немного статистики.

Аудитория мессенджеров на сегодняшний день составляет более 1,5 млрд., то есть каждый пятый житель Земли! Около половины из нихпроживают в странах Ближнего Востока. Сколько из них состоит в террористических или экстремистских организациях, являются коррупционерами, представителями ОПГ? Тысячи, не меньше.

После обвинений в адрес «Telegram», что данное приложение активно используется участниками МТО «Исламское государство», П. Дуров в ноябре 2015 года «забанил» аж 78 каналов, пропагандирующих терроризм!!! 78 из более  чем 100 000 каналов, действующих в тот период! Речь идет об открытых рассылках, на которые можно свободно подписаться, количество подписчиков в них достигает 10 тысяч человек! Не маленькая аудитория с учетом того: что угроза терроризма как никогда актуальна в современном мире. Но, вроде бы российские депутаты довольны, либеральные журналисты негодуют, исламисты пожимают плечами. Уже через 12 часов после блокировки основного их канала МТО "Исламское государство" на русском языке они воссоздали его, издевательски добавив к названию единицу. И понятно, что они могут так делать бесконечное множество раз.

Удаление канала не устраняет проблему, необходимо устанавливать конкретного пользователя и привлекать его к ответственности в соответствии с законом. Дуров (как и владельцы иных мессенджеров) это прекрасно понимает, но информацию о пользователях так и не предоставляет российским правоохранителям. Эта блокировка - пиар-акция, рассчитанная на обывателей. К ноябрю 2016 года общее число забаненых каналов составило 660. Смешная цифра, если учесть, что простым опером с Ингушетии изучается 54 публичных и 13 закрытых каналов, непосредственно поддерживающих МТО «Исламское государство» и еще на 35, которые являются т.н. «резервными» группами: создаваемыми на случай блокировки! За три года ни одна из них не удалялась полностью.


А тем временем П. Дуров продолжает твердить о конфиденциальности и о том, что его компания не предоставляет информацию о пользователях спецслужбам...

Давайте представим ситуацию - правоохранителям становится известно, что неустановленные лица готовят терракт в одном из крупных городов России и известен закрытый канал в мессенджере, в котором члены банды ведут переписку по поводу предстоящего преступления. На запрос правоохранительных органов (с судебной санкцией) получен отказ от Курова, Юрова, Сахарберга и прочих... Происходит терракт и гибнут наши с вами соотечественники. Если бы информация о пользователях была получена своевременно, то его можно было избежать или значительно минимизировать последствия. Представили? Сколько преступлений можно было бы пресечь на стадии приготовления? И дело не только в террористах. Помимо них есть педофилы, распространители детской порнографии, «синие киты», наркотрафик, торговля органами, оружием, людьми. И все это происходит на закрытых каналах мессенджеров.


"Пакет Яровой"

Для кого-то это очередной повод для всхлипа «мы все находимся под колпаком Кровавой Гебни», но в целом перенос баз данных российских пользователей в Россию - шаг более чем закономерный. Уж если ко всем без исключения данным пользователей американских соцсетей имеют доступ АНБ и ФБР, то идея вывести из-под их колпака миллионы россиян - мысль вполне здравая.
Собственно, вывести базы данных российских пользователей на родную почву под угрозой блокировки несговорчивых владельцев иностранных соцсетей давно предлагались. В данный момент в России заблокирована пока только одна социальная сеть для деловых контактов - LinkedIn. В причинах блокировки значатся демонстративное игнорирование российских законов, нежелание вести переговоры, спам.

Сумму штрафа за непредоставление информации знаете? 1 млн. рублей! Да наше российское законодательство самое гуманное в мире!

А вот информация с просторов всемирной паутины:


«Когда встал вопрос о блокировке Telegram, министр связи Николай Никифоров встал на его защиту, заявив, что он поддерживает контакт с Дуровым. Во многих ведомствах общаются в Telegram, потому что он «защищённее» и «создан россиянином». Выводы делайте сами о мотивах Никифорова.
«В 2015 году Telegram запретили в Китае: им там слишком активно пользовались диссиденты.»
«В Думе предложили запретить Telegram за то, что им пользуются боевики «Исламского государства». Дуров ответил резко: запретите слова, террористы ими тоже пользуются.»
«ИГИЛ разработало собственный мессенджер для операционной системы Android в связи с тем, что общедоступные мессенджеры, такие как Telegram и WhatsApp, делают коммуникацию террористов все более затруднительной».
«Представители полиции Малайзии и Индонезии информируют, что игиловцы до сих пор используют Telegram для поиска и вербовки сторонников в Юго-Восточной Азии».

В настоящее время единственным способом для правоохранительных органов получить доступ к переписке пользователей является сотрудничество создателей мессенджеров. В этой связи во многих странах (задолго до России) приняты законодательные акты наподобие «пакета Яровой», обязывающие их производителй предоставлять необходимую информацию.

Мир становится сложнее, но мир при этом не становится безопаснее. Отсюда и все издержки. Сегодня, когда ситуация в мире становится все сложнее и государствам все труднее обеспечивать национальную безопасность в целом и каждого гражданина в частности, защита персональных данных от доступа иностранных спецслужб является делом государственной важности.

Не случайно еще год назад Организация Евразийской кибербезопасности (ОЕКБ) призвала лидеров евразийских государств на пространстве СНГ взять под контроль интернет-трафик для укрепления защиты личной информации граждан.


Специфика работы террористических организаций в Интернете такова, что традиционные вооруженные силы им противостоять на таком театре военных действий уже не могут. Современные выращенные или идейные террористы приняли на вооружение то, с чем бороться с помощью пули или авиабомбы сложно. Социальные сети, мессенджеры и видехостинги - вот новое поле битвы, на котором боевики ведут активное наступление. И если владельцы мессенждеров до сих пор этоно не понимают, то вопрос надо ставить жестко и ограничивать их функционирование в нашей стране.

Розыск, мнение

Previous post Next post
Up