Интересно, но на самые интересные спектакли в «Ильхоме» я попадаю случайно. Вот и в этот раз: на «Дядюшкин сон» меня добавочным вагончиком потянула за собой коллега, и это было здорово!
Вкратце по сюжету: провинциальный городок Мордасов, в который приезжает богатый старый князь. Все дамы приходят в ажиотаж и пытаются его окрутить, чтобы провести остаток жизни в роскоши и богатстве.
Мои мысли:
Спектакль представляет собой смесь злободневных и моральных вопросов, но касается их мимоходом, не акцентируя внимание и не уходя в болезненный крик, словно с ироничным смешком поглаживая проблему. Со сцены нам говорят о власти денег в сегодняшнем мире, о сребролюбии священнослужителей, о выборе между любовью и богатством, о преклонении перед вышестоящими и т д. Но на все это смотришь словно со стороны, не «проваливаясь» в события и эмоции персонажей. Все наверное попадали в ситуацию, когда душа говорит одно, а рассудок другое, и, несмотря на множество фактов и аргументов, выбор своей позиции делаешь сердцем? На этой постановке такого не было. Здесь работает мозг, анализируя, одобряя или порицая, отмечая удачные ходы и реплики, а сердце тихо сидит в уголочке, не пытаясь спорить с головой. Ты просто наблюдаешь за интересным сюжетом, который идет рядом, притягивает внимание, но в сами сцены не влипаешь и на место героев себя не ставишь. Однако это не делает спектакль менее интересным.
А теперь по главным героям.
Зинаида Москалева - Анастасия Сергеева. Классическая героиня, которая добрая и хорошая, но в жестоких обстоятельствах. Влюбленная в умирающего мальчика-поэта и презирающая общество, в котором живет. Согласие на брак с рассыпающимся от дряхлости князем в ее исполнении выглядит не как подвиг или жертва, а как победа здравого смысла над завихрениями творческой души. Честно говоря, если бы Зина ломалась дольше, я бы решила, что героиня совсем в мозговой коме, ведь особых причин для отказа от обеспеченного будущего у нее не было (или она страдала не слишком явно, так что меня не проняло).
Марья Александровна Москалева - Юлия Плакида. Оборотистая дамочка, которая готова на все, чтобы удачно пристроить красавицу-дочь и самой пристроиться к ней. Умеет манипулировать людьми и знает окружающим цену. Надо слышать ее аргументы в пользу брака со старым князем: здесь напоминание и о богатстве потенциального жениха, и о возможности вырываться из провинциального болота и мысль о том, что на обретенные деньги Зина сможет вылечить умирающего возлюбленного. Это как крик здравомыслия и реализма в романтичную девичью душу. Знаете, я не чувствовала, что, уговаривая девушку пойти на брак по расчету, она совершает нечто подлое и предосудительное. Может, мои моральные рамки сильно сдвинуты и разъедены, но я бы сказала своему ребенку то же самое.
Князь К.- Алексей Писцов. Полностью комичный персонаж, который вносит в спектакль веселую кутерьму. Он ходит, обмотанный трубками и управляет ногой при помощи железной палки - этакий дряхлый, рассыпающийся Терминатор.
Вася - Руслан Эргашев. Мальчик-поэт, умирающий от чахотки, но при этом все же похожий на ветреного мотылька. С первой сцены он притягивает к себе взгляды (по крайней мере женские): широкоплечий, высокий, в потертой куртке, очень непосредственный и обычный. В персонаже нет трагичности и драмы, знаете, веришь, что по нашим улицам ходят сотни поэтов, и они именно такие (только, конечно, здоровые). Юноша также, как и Зина, презирает общество, но делает это даже не свысока, а из параллельной Вселенной. Вася живет в своем собственном мире, где пьет с Шекспиром и пишет свои стихи. Он демонстративно ходит в больничном халате с маской на лице, а после пожатия руки брезгливо выбрасывает перчатку, чтобы не подхватить заразу от местного общества. Если честно, я сомневаюсь, что Васе вообще кто-то жизненно необходим в нашем мире, столько в мальчике сконцентрированности на своей персоне. Это не нарциссизм и не самолюбование, это просто существование в самом себе. Даже в сцене смерти, прощаясь с любимой, юноша говорит не с ней, а о себе: о том, каким был эгоистом, о том, как не понимал ее, и о том, что если бы не смерть, он не смог бы оценить любовь девушки,- все это, конечно, правильно и хорошо, но все же это о СЕБЕ. А Зина стояла перед ним, поникшая, растрепанная, сломленная, словно поднявшаяся из грязи, которой ей казался брак по расчету, и даже не услышала вопроса «Как ты?». И в эту ситуацию тоже веришь, сразу и безоговорочно, веришь, что мальчики поэты именно такие: умеют улавливать малейшие волнения в своей душе, обрекая их в красивые словоформы, но не заметят душевной смерти рядом стоящего человека. Наверное, все же нельзя смотреть все время внутрь себя, иногда необходимо обращать внимание и на внешний мир. Пожалуй, это основная мысль, которую я для себя вынесла из спектакля.
P S Осторожно! Песня «Про Мордасов» крайне прилипчивая. Я весь вечер мурлыкала под нос припев, не в силах допеть его до конца вследствие нецензурности текста. В следующем сезоне пойду снова и, возможно, окажется, что я все поняла неправильно. :-)