начало тутНакатала следующий пост о Португалии. Думала, однако, что дело пойдет быстрее. Я пишу в основном свои впечатления о поездке, или какие-то свои мелкие открытия. Информацию, я считаю, можно получить в множестве других мест.
Дома я основательно готовилась, делала карты, составляла маршруты, читала и по приезду было такое чувство, что я тут уже была, что встретилась со старым другом, которого не видела лет сто и основательно подзабыла. Многие скажут, что при подготовке теряется ощущение новизны впечатлений. Что читая чужие отчеты, можно потерять свое мнение, лишиться восторга новизны, что придется видеть города и страны чужими глазами и можно упустить что-то, что легло бы на душу при импровизированных прогулках.У меня на этот счет другое мнение. Когда я начинаю читать чужой туристический отчет, то сразу чую, мой это человек, или нет, смотрит он на мир моими глазами, или чужд мне по духу. И если вижу, что чужд, то сразу закрываю страницу, как бы грамотно и информативно он не писал. Для меня главное ощущение красоты, а красота дело субъективное. Одним красив большой отель, скажем, Холидей Инн с континентальным завтраком в красиво накрытом зале и шопинг в большом торговом центре, а другие, к числу которым относимся мы, любят частные квартиры в старом районе,блошинные рынки с подворотнями и завтрак в обшарпаном квартальном кафе с соседскими бабулями. То есть каждый ищет информацию по себе, и для каждого важно не пропустить свое. Кстати, путеводители я не люблю именно по этой причине. Нет ничего личностного, только сухая информация. То есть, я ими пользуюсь конечно, но не для поиска, чего бы посмотреть, а наоборот, увидев прекрасное, могу залезть туда, чтобы узнать, что же это такое, кто построил и кто владел. По этой же причине не очень люблю ходить с организованными экскурсиями. На них мне точно придется впитывать информацию, пропущенную через чье-то понятие прекрасного и идти тропинками, проложенными не мной. Может повезти, и гид будет смотреть на мир моими глазами, а может и нет. При этом он может быть прекрасным профессионалом, обладающим энциклопедическими знаниями. В Израиле мне повезло, я нашла нескольких гидов, с которыми с удовольствием могу ходить даже по знакомым местам и наслаждаться их рассказами
Я влюбилась в Лиссабон. Я вообще-то предполагала, что это мой город, но не была уверена. Но всегда приятно, когда действительность оказывается такая же прекрасная, как ожидание, а уж если превышает, то это большая удача.
Где-то вычитала, что города можно идентифицировать по гендерному признаку, ну, типа, города женские и города мужские. Лиссабон, в отличие от Порту, для меня, девушка, притом изменчивая и кокетливая, совершенно непунктуальная и постоянно обещающая что-то. И да, невеста не первой молодости. Платье хоть и белое, кружевное, но уже слегка ветхое, кое-где залатаное, а кое-где и прорехи видны.Но из-за этого еще более трогательная. За каждым углом разная прекрасная. Совсем не надоедает и сравнить не с чем. Очень дружелюбная и приветливая. Улыбается, кокетничает несовременно, неумело. Подмигивает всеми своими слегка потрепанными расписными азулежными фасадами и заигрывает завихрястыми тротуарами. Люди исключительно милые. Где-то на третий день мы уже сами стали здороваться в кафе с незнакомцами за соседними столиками и желать им приятного аппетита. Это затягивает. На второй день, врубившись в реальность, отменили все музеи по плану, так как поняли, что или музеи, или город.
Итак, мы вселились в квартиру, кинули чемоданы и выдохнули воздух. Нет, неправда, мы вдохнули его,свежий морской воздух Лиссабона и поняли, что ни о каком отдыхе не может быть и речи. Надо красиво пообедать и гулять на концерт фадо. Было около пяти вечера, концерт в десять, времени куча, за окном заходило солнце и надо было срочно двигать, иначе можно было уснуть. Еще ожидаючи ключи около музея Фадо, я приметила ресторан в глубине площади что напротив, где у входа стояли очень милые пожилые дамы и накрывали столы. Туда мы и направились и засели часа на полтора. Какое это невероятное блаженство, после полусуток сумасшедшей дороги сидеть вдруг в городе мечты за столиком на улице, есть вкуснейшую катаплану, запивать ее первым в жизни литром виньо верде, болтать, обозревать прохожих,смотреть, как опускается ночь и никуда, вообще никуда не торопиться. Когда голову с недосыпа основательно повело от вина, мы двинулись на концерт. Ходу было 3 километра. Мы заложили на прогулку 3 часа, по часу на километр, самое то. В планах было пройти вдоль реки до
площади Коммерции, и сквозь Триумфальную арку выйти на пешеходную улицу Аугушта. Затем пройти через
площадь Россио и
площадь Ресторадореш выйти на Авенида да Либертад и дойти до концертного зала. По дороге, на Авениде, в
одном из старинных киосков, предполагалось
выпить кофе с "лучшим шоколадным тортом в мире." По ссылке есть даже его координаты.
Вот, набросала примерный маршрут. А-жилище, остальные точки обозначены. D-соответственно, концертный зал
Вот, мы вышли из Алфамы и мимо реки направляемся к площади Коммерции. Сзади, на горке светится кафедральный собор Лиссабона(Sé de Lisboa). По португальски кафедральный собор попросту Sé , от латинского "Sedis Patriarchalis"
В ту ночь, что мы летели, произошло страшное. Тот самый огромный теракт в Париже. Мы вывернули с набережной Тежу на площадь Коммерции. Красота, впереди Триумфальная арка и у памятника королю Жозе1 множество людей. Поют? Подошли ближе. Поют.. Марсельезу и висят флаги Франции. Слезы навернулись. Я в секунду вспомнила слова еще со школы. Прошли через арку. Красота пешеходной улицы Аугушта . Мощенные декоративной плиткой тротуары, изысканные орнаменты, полные рестораны, уже почти украшенные к Новому Году дома, танцующие дети, гуляющая веселая толпа и поминальные свечи на красивом орнаменте. Люди подходят, зажигают, плачут. И мы зажгли. Пошли дальше. Площадь Россио. Всюду тихо предлагают марихуанку, на лавочках обнимаются влюбленные, встречаются друзья... В конце площади театр. На нем плакат: "je suis Paris", а люди гуляют, туристское место, прекрасная погода. Все как обычно, но обычно уже не будет. Провинциальным португальцам, не обремененным беженцами, людям, которых даже вторая мировая обошла стороной, это осознать сложно.
В конце улицы Аугушта виден холм Алфамы с крепостью Святого Георгия( Castelo de São Jorge ) наверху
Плитка, которой вымощены португальские( а также в бывших португальских колониях) тротуары,площади и частенько и мостовые, особенная. Это так называемая калсада португеза(calçada portuguesa), иными словами, португальская мозаика. В основном используются камни произвольной формы из базальта и известняка. Чаще всего орнаменты бывают белого и черного цвета и встречаются просто шедеврические растительные и геометрические узоры. В темноте, в первый вечер мы многого не увидели, но поначалу шли, уткнувшись носом в пол. Пара ночных кусочков тротуаров. Слева на улице Аугушта. Справа, на Авениде Да Либертад. Подробнее про историю возникновения искусства калсады можно почитать в интернете. Чтобы попусту не копипастить, дам ссылки на интересные статьи
тут или
тут. На каблуках конечно по ней не походишь, но зато красиво. Во многих европейских городах тротуары вымощены брусчаткой, но такой красоты я не видела нигде
Сумки в концертном зале не проверяли, а мы вошли с большими рюкзаками. Нам, израильтянам, видеть такое необычно и странно
Концерт был прекрасен, гитаристы выше всяких похвал, но если бы еще так не хотелось спать. Мы в мятых джинсах в первом ряду нарушаем этикет рядом с изысканой публикой, одетой как в Мариинском театре моего детства: пожилые дамы с буклями, в чулках, лакированных туфлях-лодочках и с маленькими театральными сумочками. Почему-то многие, как мне показалось, с сыновьями, в модных костюмах и при галстуках. Здание театра небольшое, камерное. Как я поняла, это старый кинотеатр, что-то типа Дома Кино. Прекрасный вид с балкона на Авениду да Либертад. Калсада, такая красивая, хоть срисовывай для вышивки крестиком на скатерти
Все бы хорошо, но глаза страшно слипались и накатывал волнами saudade . Я теперь знаю, как его почувствовать. Надо сутки не спать и прийти на концерт фадо.
Обратно, даже я, неутомимый пешеход, решила не идти пешком. Мы спустились в метро, купили заветную карточку с суточным тарифом и минут через 20, в час ночи, были в Алфаме, где никто не спал и изо всех подвалов доносились звуки фадо, как продолжение концерта. И если бы не безумная усталось, думаю, мы бы завернули туда, но пришлось ограничиться десятиминутным сидением на ближайшей лавочке. При этом никакого чувства опасности мы не испытывали ночью в этом старом квартале. Полно гуляющих людей, и не только туристов, а видно, что и лиссабонцев.
День закончился, впереди насыщенное утро!