Палочка, которая не исполняет желания

Jun 12, 2015 08:42


Итак. Я наконец добрался до «поттерианы» (пока, к сожалению, только до фильмов - книги такого объёма я читать с экрана решительно не люблю). Изначально меня от этого цикла отвращали религиозные выкрики на его тему, потом - просто не было желания, да и было что смотреть и читать. Но вот недавно я решился познакомиться с ним - и не пожалел.

Если коротко - цикл превзошёл все мои ожидания. Скажем, на 9,5 из 10. Постулаты - о дружбе и преданности, о правильных поступках, о героизме и самопожертвовании - все исключительно правильные, однако большинство из них несколько банальны (насколько вообще могут быть банальными прописные истины), и разбирать их особо я смысла не вижу. А поговорить хотелось бы вот о чём.

Один из моих хороших друзей (привет, Олег) заметил, что больше всего ему в цикле не нравится сам факт наличия такого предмета, как волшебная палочка. Якобы - символа лентяев, которые мечтают, чтобы у них было всё и сразу по взмаху руки, ни за что, за просто так.

Сначала о палочке. Ещё до просмотра фильма я стоял на той позиции, что это не так. Палочка здесь - не более, чем клишейный, стереотипный символ. Был бы это фильм о космодесантниках - на её месте был бы бластер, у рыцарей был бы меч и шлем с алым плюмажем, а викинги точно так же имели бы пресловутые рогатые шлемы (которых, как мы помним, у них никогда не было в действительности).

Во-вторых - разве палочка в мире Поттера играет ту же роль, что в какой-нибудь «Золушке»? Вовсе нет. Она не исполняет желания по первому взмаху - она просто служит транслятором энергии. Она здесь в качестве рабочего (да-да, именно так) инструмента и оружия - двух гордых, наидостойнейших предметов. Так что любые придирания к ней беспочвенны.

Это о палочке. А теперь обо «всём и задаром».

О чём же, по большому счёту, произведение? Дети скажут, что о волшебстве и приключениях, те, кто постарше - назовут что-нибудь посерьёзнее, из того, что я перечислял во втором абзаце. Сама Роулинг уверяла, что цикл - о смерти.

Моё мнение немного иное. Я считаю, что цикл - о цене. О том, что за «исполнения желаний волшебной палочкой» всегда надо платить - потом, слезами, кровью, страхом, потерей близких людей и риском для жизни.

Книга и фильм начинаются с того, что на обычного, ничем не выдающегося (на первый взгляд) 11-летнего мальчика неожиданно сваливаются богатство, слава и, главное, удивительные возможности магии. Ни за что, задаром? Поначалу так и кажется, и кто же из ровесников Гарри ему не позавидовал, читая книгу. Сам он, пребывая в полном восторге, смешанном с обалдением, поступает так, как поступил бы на его месте любой ребёнок: пользуется всем этим направо и налево и наслаждается. Осенило меня где-то на сцене, где Гарри скупает полную тележку конфет. Да, он здесь ведёт себя совершенно логично, именно так сделает любой мальчишка его возраста, которому дадут в личное распоряжение уйму денег. Ему и правда всё это дали.

Тут и возникают три вопроса: кто дал, что дали и зачем дали.

На первый вопрос - кто - ответить довольно просто. Дали всё это ему Альбус Дамблдор и его коллеги из педсостава Хогвартса.
Второй - что - уже любопытнее. Ведь, если призадуматься, дали-то Гарри то, что ему и так принадлежало по праву рождения. Так что же сделали волшебники: дали Гарри «набор юного счастливчика» - или же наоборот, временно забрали, оградив его от всего этого на первые 11 лет жизни?
Третий вопрос - зачем - самый интересный. Зачем Дамблдору и компании внезапно возносить Гарри на самую вершину мира (причём определённо до того, как он это на самом деле заслужил) - и зачем было опускать его с этой вершины много лет назад?

А ответ прост. Гарри справедливо расценивается как потенциальный «герой», решающее оружие в войне против Волдеморта. И, чтобы оружие было эффективным, из него целенаправленно растят героя. Представьте, каким бы вырос Гарри, обладай он деньгами и славой с рождения? Избалованным, заносчивым и себялюбивым, вроде того же Малфоя (кстати, о нём - довольно сильно меня удивило резкое превращение того, в принципе, неплохого мальчишки, которым он был в двух первых фильмах, в трусливо-подлую слизеподобную сволочь, каким он стал в третьем). А так - прежде, чем узнать радость жизни, он узнал и другие её стороны, причём, благодаря Дурслям, достаточно хорошо. Ведь так ли необходимо было оставлять Гарри именно у них? МакГонагал целый день за ними наблюдала и, убедившись в том, насколько отвратна их натура, предупредила об этом Дамблдора. Однако он счёл необходимым оставить Гарри именно там. Чем тяжелее испытания - тем больше это закаляет характер?

Однако проходит одиннадцать лет, и страданиями характер уже закалён достаточно. Теперь необходимо дать Гарри в жизни крепкие ориентиры. Как привязать его к себе лучше, чем внезапно подарить мир, полный радости, дружбы, удовольствий - всего того, чего он был до этого лишён? Кроме того, есть и другая причина, по которой Гарри всё это получает. Его практически сразу приучают к ответственности. Получил-то он всё, если образно, авансом. Герой, знаменитость? Будь им на здоровье... Если соответствуешь.

Например, я сильно сомневаюсь, чтобы мудрый Дамблдор действительно не знал обо всех похождениях Гарри и его друзей. Однако он не вмешивается - пусть дети учатся действовать в критических ситуациях, жертвовать чем-то, пусть больше сплотятся в общих испытаниях.

Или, например, включение Гарри в команду по квиддичу - впервые за всю историю школы включают первокурсника. Конечно, МакГонагал, как смотрительница Гриффиндора, болеет за свой факультет, но настолько ли, чтобы, увидев в окне летящего в первый раз на метле Гарри, срываться с места, вызывать с урока капитана команды и дрожащим голосом сообщать ему новость о талантливом мальчике? Только ли за команду она так переживает - или включение в неё предназначено принести пользу не команде, а самому Гарри? Научить его импровизировать, работать в коллективе, попросту сделать его спортивнее... А заодно в очередной раз крепко-накрепко вбить в его голову связь между славой и успехом - и той отдачей, которую для этого нужно приложить, соответствуя образу звезды и чемпиона.

Конечно, МакГонагал и Дамблдор немного переборщили со «звёздностью». Но тут их ошибку своевременно выправляет Снейп. Помните его первый урок? Кому-то покажется, что его придирки к Поттеру - от нелюбви к нему, однако Снейп, по сути, очень правильно ткнул его носом в собственное незнание и на практике показал, что слава и талант не заменяют ни знаний, ни умений, и что на одной только популярности и всенародной любви ему не выехать.

Именно эта троица - Дамблдор, МакГонагал и Снейп - ведёт тщательную, поистине ювелирную работу по взращиванию из Гарри именно того героя, который им нужен. Героя, который сразится с Волдемортом, рискуя жизнью. Для Дамблдора то, что Гарри Мальчик, куда менее важно, чем то, что он Который Выжил. Это довольно жестоко, но ставки слишком высоки: Дамблдор понимает, чем может обернуться возвращение Тёмного Лорда, и просто не имеет права на эмоции. Интеллигентной МакГонагал такое положение вещей очень не нравится, поэтому в её речи периодически проскальзывают растерянные фразы типа «Он же ещё ребёнок» - но в глубине души и она понимает, что Дамблдор прав, и дальше слов у неё не идёт.

Если сравнивать цикл с другими произведениями, то почти идентичная картина возникает сразу в двух других любимых мной историях. Первая - «Звёздные Войны». Не буду говорить о том, что пары Гарри\Люк и Волдеморт\Энакин - это, по сути, не четыре, а два персонажа, мессианский архетип и схожая с ним противоположность. Дело здесь не в этом, а в том, что к обоим - Энакину и Люку - точно так же в своё время прикопались бородатые деды со сверхспособностями, вытащили из рабства\унылого болота, познакомили с красивой жизнью, одарили плюшками и... Заставили  быть героем-спасителем, на которого сыплются все главные шишки при борьбе со злом. Ну, кого заставили, кого только пытались, это уже детали.

Ещё более ярко этот троп представлен во втором примере: Владислав наш Петрович Крапивин, «Дети синего фламинго». Поднимите руки, кто помнит завязку? Главного героя, в его классически-крапивинские 12 лет, называют разными лестными эпитетами, всячески ему угождают, пытаются произвести впечатление - и всё для того, чтобы в решающий момент дать в руки меч и вытолкнуть на арену против гигантского робота, по сути, на верную смерть.

Конечно, профессора Хогвартса сильно отличаются от Тахомира Тихо - хотя бы тем, что их цель куда более положительна, а также тем, что они стараются не для себя - а для всех. Они и сами делают всё, что в их силах, и Дамблдор в итоге жертвует жизнью, чтобы только довести дело до конца. Он же в одиночку несёт бремя знания о том, что Гарри придётся не просто стать героем, но и умереть с итоге, так как он восьмой крестраж. Потому что не хочет класть это бремя на других - или потому, что боится, что даже верные соратники из Ордена Феникса не одобрят ТАКОЕ средство даже ради столь высокой цели?

Что касается Гарри, то уже к концу второго курса (а это неполных 13) он прекрасно понимает, что его поставили в ситуацию, когда он вынужден стать героем. Помните вопрос ехидный Люциуса Малфоя - «Но ведь с вами всегда будет Гарри Поттер, который вас спасёт?». И мрачный ответ опускающего глаза Гарри: «Да. Спасу.». Он уже понял, К ЧЕМУ обязал его Дамблдор - но он понимает и не осуждает его, потому что уже дважды сталкивался с Волдемортом, видел, на что он способен, и понимает, что на кону. И чем дальше, тем больше он уже сам, без чьей-либо указки или напоминания делает всё, что нужно, причём главный мотив его действий - не благородство, героизм и т.д., а именно и конкретно - самопожертвование.

Именно поэтому все семь книг и восемь фильмов - о цене. О том, что приходится платить в семнадцать тому, кто в одиннадцать получил «за просто так» деньги, славу и волшебную палочку.

П.С.: Уже говорил и ещё раз повторюсь. Долорес Амбридж - настолько идеальное изображение российской системы образования, насколько это вообще возможно. А если учесть, что всю пятую книгу она работала, по сути, на «хорошую» сторону и, более того, пыталась делать то, что, по её мнению, является исключительно благом - так и вовсе её можно счесть пародией на отечественное законопроизводство и весь чиновничий мир.

Upd: как выяснилось, я оказался прав.
http://ru.harrypotter.wikia.com/wiki/%D0%91%D0%98

О кине, Сказки, О литературе, Книги, Образование, Книжное, Размышления

Previous post Next post
Up