Уничтожение уникальной колонии Варбурга в Бресте

Jun 15, 2015 13:02

Колония Варбурга -- квартал двухэтажных деревянных домов в Бресте, представлявший собой уникальный для Беларуси (другого такого нет) архитектурный ансамбль первой трети XX века.

Двенадцать деревянных двухэтажных домов были построены в 1925-1927 годах на средства еврейской благотворительной организации «Джойнт» для бедных иудейских семей Брест-Литовска. Колония получила название в честь Феликса Морица Варбурга -- банкира, возглавлявшего в эти годы «Джойнт» и лично бывшего одним из спонсоров проекта (на его средства был замощён центральный проезд -- ныне это Первый Минский переулок). Колония была создана как единое целое -- как в организационном, так и в архитектурном плане -- помимо жилых домов в колонию входили мастерские, школа, столовая, две прачечных с душевыми. Въезд в колонию был украшен деревянной аркой.

Дома построены в редком для брестчины закопанском стиле деревянной архитектуры по двум незначительно отличающимся друг от друга проектам (с одной или с двумя мансардами), разработанным специально для колонии. Общая площадь восьмиквартирного дома - 250 квадратных метров, каждой квартире принадлежал также дровяной сарай и уборная. Под двумя из домов были оборудованы противопожарные резервуары с гидрантами; четыре колодца обеспечивали колонию водой.

Размеренная жизнь колонии продолжалась недолго. С приходом немецких войск в 1941 году жители колонии были переселены в гетто, а 15 октября 1942 года -- расстреляны в числе тридцати тысяч брестских евреев. Здания колонии были превращены в лагерь для советских военнопленных. После возвращения в 1944 году в Брест войск Красной армии лагерь был перепрофилирован для немецких, итальянских и венгерских военнопленных; а после окончания их плена -- в 1950 году -- дома были отремонтированы и вновь стали жилыми. Только заселили в них уже не евреев, которых после массовых расстрелов нацистами в Бресте практически не осталось, а всех.

К концу ХХ века дома изрядно обветшали и окончательно перестали отвечать современным представлениям о комфорте. Первые пять домов были расселены и снесены в начале двухтысячных годов, на их месте построили общежитие Брестского государственного университета. Снос оставшихся семи домов был запланирован на 2009 год, но жильцов тогда расселить не успели. В 2010 году судьбой колонии заинтересовалась белорусская общественность и пресса. Появились предложения о создании в зданиях колонии этнографического музея и центра еврейской культуры. Однако городскими властями предложения поддержаны не были.

По состоянию на лето 2013 года из двенадцати зданий колонии осталось четыре -- в руинированном состоянии (остальные под шумок разрушались для запланированной на их месте стройки). Только одному из зданий -- дому № 12 по Первому Минскому переулку -- министерством культуры Беларуси был присвоен статус историко-культурного памятника; остальные по-прежнему предназначены к сносу.

И вот, в июне 2015 года -- в год, когда Брест стал культурной столицей Беларуси -- начался санкционированный городскими властями циничный снос уцелевших деревянных строений с последующей планирующейся на их месте застройкой пяти жилых уродливых многоквартирных домов.

Уничтожение колонии Варбурга -- непростительная ошибка городских властей. Лучше бы заморозили строительство огромного здания налоговой инспекции на ул. Малой или патриотического центра БРСМ в Брестской крепости (которому, к слову, вообще там не место) на год-два, но колонию спасли. Налоговики с комсомольцами и так бы поработали: не на улице же сидят -- под тёплыми и сухими крышами, а деревянная колония Варбуга имела серьёзный туристический потенциал. Она была изюминкой города, который раньше почти на 90 % состоял из еврейского населения.

В колонии могли бы разместиться музеи:
- еврейского быта.
- знаменитых еврееев брестчины, которые стали кто президентом, кто премьер-министром в Израиле, кто основателем кинокомпании и всемирно известной звукозаписывающей студии в США.
- музей холокоста и т.д.
- еврейские кафе с национальной едой.
- курсы по изучению идиша -- одного из четырех государственных языков Беларуси в 20-е годы.
- клубы по изучению еврейских танцев и музыки -- и многое другое.
Они приносили бы прибыль городскому бюджету и хранили память о жителях нашего древнего города.
А ещё, как подсказала одна умная голова, восстановив постройки в первозданном виде, мы получали бы дивиденты от кинематографа. Где ещё найдешь уникальную натуру 100-летней давности?

Почему наши власти, да и мы все не бережём историю? Почему на строительство бессмысленного патриотического центра для БРСМ организуются субботники, а на сохранение колонии Варбурга -- нет? Ведь могли бы люди на субботник выйти, раз уж на субботник для дармоедского патриотического центра вышли. Мне стыдно за нас, потому что кто не ценит своё прошлое, тот не уважает себя.

Посмотрите, разве же это не красота на фото? Настоящий старинный европейский музейный квартал:



Колония Феликса Морица Варбурга в 30-е годы ХХ века. Брест.

жыды, архітэктура, Бéрасьце

Previous post Next post
Up