17 октября была на спектакле «Улисс» по одноименному роману Дж.Джойса на сцене горячо любимого мною театра Петра Фоменко. Длительность спектакля - 5 часов 50 минут (с двумя антрактами). Как порядочная, заняла свое место согласно купленным билетам в первом ряду бельэтажа: видно было плохо, слышно еще хуже. При этом в партере было достаточно много свободных мест, после первого акта пересела аж на 3 ряд партера. Первый акт был тяжеловат: не все понятно; немного тягомотно; даже закралась мысль, что это была затея идти на спектакль по такому сложному произведению, которого я вдобавок сама не читала и знала о нем только понаслышке. После первого акта многие покинули театр. А зря. Второй акт воспринимался уже гораздо легче. А третий акт и вовсе прошел на ура. Да, спектакль сложный, некоторые сцены в особенности очень тяжелы для восприятия: витиеватый язык, сложные грамматические конструкции речи, глубоко умные темы, как например, рассуждения о творчестве Шекспира. Но финальный монолог Кутеповой вознаградил зрителей сполна. В общем и целом мне спектакль понравился. Пусть я не все поняла, но зато осталось ощущение, что соприкоснулась с настоящим искусством, с чем-то серьезным, масштабным.
18 октября была на спектакле «Гамлет» по одноименной пьесе Шекспира в театре МХТ Чехова. С большим опасением я шла на этот спектакль, поскольку его поставил тот же режиссер, что и спектакль «Ричард III», с которого я неделю назад к моему великому стыду сбежала после антракта. Но мои наихудшие ожидания оправдались лишь отчасти. Постановка не классическая, местами, как мне показалось, даже были существенные отступления от текста, но тем не менее смотрелось это неплохо. Особо отмечу: шикарное музыкальное сопровождение спектакля; интересное художественное оформление и световые эффекты; звездно-киношный состав актеров (Хабенский, Трухин, Пореченков, которые кстати играли кроме главных еще и несколько второстепенных ролей). Удивило, что Гамлета играл Михаил Трухин (мент из Улиц разбитых фонарей), как мне кажется, Хабенский бы больше подошел для этой роли по типажу. Но в общем и целом спектакль мне понравился. И отвечая на вопрос главного героя пьесы «быть или не быть», скажу «быть»: на этом зрелищном и эффектном спектакле стоит побывать, но чего точно не стоит делать - искать в нем смысл. Это просто шекспировский сюжет, без внятного его осмысления с позиций нашего времени, который стал почвой для реализации безграничной фантазии и художественных находок режиссера и художника. Это не новая трактовка пьесы Шекспира; пьеса и ее смысл здесь вторичны. Пьеса - лишь материал, на который нанесена головокружительно красочная мозаика символов, метафор, художественных изысков, в результате чего получилось удивительной красоты лоскутное одеяло - глаз радует, но согреться им нельзя.