Оригинал взят у
el_murid в
Возвращаясь к итогам Я уже писал о том, что первые итоги встречи "шестерки" по иранской ядерной программе в Стамбуле внушают определенный оптимизм. Первые итоги на то и первые, что к ним нужно обязательно возвращаться, оценив во всех ракурсах.
И возвращаясь к ним, я бы не был уже столь бодр и оптимистичен.
На поверхности - за Ираном признали право проведения своей собственной ядерной программы. Фактически Ирану подарили то, что принадлежит ему по праву - но по какой-то надобности вдруг начало оспариваться Западом. Однако взамен с Ирана получили очень ценный приз - и с учетом изложенного, совершенно безвозмездно. То есть, даром.
Приз этот заключается в выдавливании Ирана с рынка нефти. Иран по факту вынужден сокращать добычу - и по прогнозам, снизит её в итоге на миллион баррелей в сутки. Восполнили эти объемы Саудовская Аравия и Ливия. Зависимость Европы от поставок нефти возросла. Да и всех прочих - помимо Китая. Но он - отдельная тема и особая статья.
На днях Пакистан подписывает с Туркменистаном договор (пока это сугубо протокольное мероприятие - фактически договор о намерениях) об участии Пакистана в проекте ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия). Тем самым Иран со своим проектом Иран-Пакистан немедленно "подвисает" - хотя пока окончательное решение еще не принято.
В случае, если туркменский газ пойдет на юг, это будет поражения Газпрома. Очень тяжелое поражение, так как вся его стратегия в отношении туркменского газа состоит в том, что он должен иди к потребителю только через структуры Газпрома.
Результат - под маркой борьбы за мирный атом и пугание всего мира войной и энергокризисом очень важный игрок на энергорынке существенно задавлен.
Повторюсь - Иран задавили, не потеряв вообще ничего - только разрешив ему (и то пока не до конца и непонятно как) продолжать свою мирную ядерную программу. То есть, то, на что он и так имел все права.
США получили возможность усилить свое влияние на распределение потоков нефти и очень серьёзно продвинулись в этом же на газовом рынке в направлении поставок в ЮВА.
Аналогичная стратегия - просто один в один - разыгрывается в Сирии против России. Но инструментом этой стратегии является уже не Саудовская Аравия, а Катар. Задача - овладеть Сирией и во-первых, дезинтегрировать проект "Исламского потока" из Ирана через Ирак к портам Сирии, а во-вторых, пробить коридор для поставок катарского газа в Европу через ту же Сирию. Будет ли это трубопровод через Турцию, будет ли это газовый терминал в Сирии - это технический вопрос. Я лично думаю, речь пойдет о трубе - слишком короткое транспортное плечо от Сирии до Европы для газовозов - нерентабельно.
Отрезав Ирану последний выход к потребителю и дав Европе дешевый до неприличия катарский газ, США получат контроль над газовым рынком Европы, откуда ровно так же будет выдавливаться Газпром.
Наконец, помахивая перед носом у российского руководства тугими пачками долларов, к разработке Арктики допускается Экксон Мобил. Да-да, та самая Экксон Мобил, которая хозяин Катара и владелец его газовых запасов. Хотя формально начальник там эмир ат-Тани, но по факту - он далеко внизу всей пищевой цепи.
Замкнув Иран и выдавив Россию, Соединенные Штаты получают в руки чудесный инструмент универсального свойства. Пассатижи, которыми клиент взят за нежное место. Поигрывая этими пассатижами, можно обрушить либо поставщика ресурсов - Россиию, либо наоборот - потребителя - Европу. Цена на газ и нефть, которая будет находиться в руках США - это и есть те самые пассатижи.
Плохо то, что наше руководство отчаянно лезет в петлю. Даже обороняя Сирию, мы не можем предпринять ничего против американского инструмента - Катара. Мы попадаем в ситуацию, когда садясь играть в шахматы, обнаруживаем, что наш партнер играет с нами в "Чапаева". А мы обязаны играть в шахматы. Играть в "Чапаева" - это начать симметричную контригру - устраивать революции в том же Катаре и Саудовской Аравии, финансировать вооруженные банды, топящие катарские газовозы и саудовские танкеры. Не по правилам - значит, не по правилам.
Вдовесок допуская к Арктике Экксон Мобил, мы усугубляем свое положение, существенно расширяя для США возможности для того, чтобы параллельно с игрой в "Чапаева" шахматными фигурами начать играть еще и в бильярд. Однако наше руководство, живя максимум завтрашним днем, совершенно не задумывается о том, что будет послезавтра. Нам бы день простоять...
Вот такие невеселые выводы можно сделать из казалось бы, радостного события, как достигнутые договоренности с Ираном.