Запорожский транспорт. Зачем снижать скорость в городе?

May 14, 2013 17:17

В развитых странах, различают две принципиально разных типа дорог: местные городские дороги и хайвеи, по-нашему - трассы междугороднего сообщения. Это абсолютно разные дороги и у них абсолютно разные предназначения. Неожиданной новостью для нас будет и два разных подхода к развитию дорог. На хайвеях-трассах скорость стремятся повысить, а в городе - снизить! Да, да, именно снизить. Не должен транспорт «летать» там, где переходят дорогу пешеходы, играют дети, ездят велосипедисты - то есть там, где живут люди.

Человек, при всех своих отличиях от «братьев меньших» - дитя природы. Автомобили появились лишь около ста лет назад. Это ничтожно малый срок, по сравнению с историей человечества. Привычки, выработанные за тысячелетия, никуда не делись за сто лет. В нас по-прежнему живы инстинкты, сформированные прежней безавтомобильной средой. Наши предки не видели света ярче Солнца или пожара. Не слышали звука громче грома или горна. Практически не встречали движущихся высокоскоростных объектов. Так и мы.

Мы не всегда это осознаем, но подсознательно нас стабильно угнетает яркий свет и шум. Мы испытываем чувство опасности, когда в поле зрения появляются объекты, движущиеся вдесятеро быстрее, чем мы сами. Постоянное воздействие этих факторов развивает у человека вялотекущую перманентную депрессию. Специалисты связывают это соображение также с психофизическим законом Вебера - Фехнера. То есть сам факт соседства со скоростными магистралями способен стабильно вваливать в депрессию всех жителей прилегающих дворов.

Ну да что нам депрессия? Несмотря на всю серьезность проблемы, нам зачастую просто некогда об этом думать. Есть проблемы и посерьезней. Помимо психологического дискомфорта быстрый транспорт в жилых зонах значительно увеличивает печальную статистику смертей в ДТП. Каждые последующие 5 км/час, начиная с 50 км/час, удваивают число летальных исходов при наездах на пешеходов. Удваивает! Это уже не смена настроения или снижение производительности труда. Речь идет о людях, которые навсегда закрывают глаза и ложатся в землю. О наших соседях, родственниках, наших детях…

Сегодня Украина занимает 5 место среди стран Европейского региона ВОЗ. В то время как у нас показатель смертности на 100 тыс. населения - 21,5, в тех же Сербии и Узбекистане, например - меньше 10, а в странах Скандинавии - 5 и менее. В развитых странах идет активная борьба за снижение скорости транспорта в жилой зоне. Европарламент сейчас рассматривает петицию, предусматривающую ограничение скорости до 30 км/ч в черте города и по пригородным зонам около жилых домов во всех странах Евросоюза. Но и без этого решения, многие города самостоятельно ограничивают скорость в жилой зоне до этого значения. Для того, чтобы физически сделать невозможной аварию, которая недавно произошла в Днепропетровске. С вылетом авто на остановку и горой трупов.





Меры по ограничению скорости и интенсивности движения (traffic calming, traffic taming) в совокупности называют в литературе «успокоением трафика». И кроме общечеловеческих ценностей и сохранения жизни людей для этого есть и экономические причины. «Стоимость» последствий ДТП в масштабах страны доходит до 3% ВВП. Одновременно средства и методы успокоения трафика обеспечивают снижение транспортного шума и вредных выбросов, значительно улучшая экологическую ситуацию.

Но есть и третья, достаточно неожиданная причина - это увеличение пропускной способности городских дорог! Но как же может увеличиваться пропускная способность, если машины едут медленней? На самом деле, при скорости от 0 до 40 км/ч интенсивность потока действительно возрастает с ростом скорости. Далее, после 40-50 км/ч, интенсивность падает с ростом скорости. Связано это с тем, что транспортный поток становится более разреженным из-за увеличения динамического габарита автомобилей (статический габарит + интервал безопасности, растущий пропорционально квадрату скорости). В результате, при скорости выше 40-50 км/ч, несмотря на то, что сам поток движется быстрее, единиц транспорта он пропускает меньше.

Таким образом, основных причин для снижения скорости транспорта в городе три:
  • Снижение психологического дискомфорта для пешеходов.
  • Снижение количества ДТП и степени тяжести их последствий.
  • Увеличение пропускной способности городских дорог.

Традиционно у нас запреты реализуются через штрафы и прочие наказания. На самом деле,  достаточно большие регуляторные возможности предоставляет сама дорожная инфраструктура. О том, как именно можно работать над успокоением трафика в городе, мы поговорим в следующем выпуске.

Любите свой город!

Эта статья на www.061.ua



Воля Запорожская

Читайте также: «Запорожский транспорт: нужна только Воля», «Запорожский транспорт: вперед в прошлое», «Запорожский транспорт: троллейбусы», «Запорожский транспорт: трамвай», «Почему плохо работает?», «Запорожский транспорт. Парковка в городе должна быть платной», «Запорожский транспорт. Когда починят все дороги?», «Запорожский транспорт. Экология».

транспорт Запорожья, проект 42, Воля Запорожская, 42

Previous post Next post
Up