Из последних новостей.
1. Кронпринцесса Метте-Марит предупредила своего сына за 30 минут до того, как с ним связалась полиция и позже Мариуса арестовали.
2. После телефонного звонка сыну наследная принцесса помчалась домой к нему и навела порядок в квартире, прежде чем отвезти Мариуса в то место, где был произведен арест.
3. Адвокат истца по уголовному делу Мариуса потребовал, чтобы полиция доставила кронпринцессу Метте-Марит на допрос.
Итак, по последнему.
- Да, точно, полиция изучала пределы возможности проведения различных следственных мероприятий в отношении членов королевской семьи, - говорит представитель полиции Андреас Крушевски.
Однако он уклонился от ответа, к чему же в конце концов пришла полиция:
- Мы рассматриваем ходатайство адвоката истца. Позже вернемся к вопросам, связанным с этим.
Конституция Норвегии наделяет членов Королевского дома определенными особыми правами, и мнения по поводу того, обладают ли иммунитетом даже состоящие в браке члены, на сегодня разошлись.
Именно из-за этого полиция Осло сейчас выясняет, где проходят границы в вопросе по Метте-Марит, и можно ли ее допросить.
Пресса пишет, что, с одной стороны, есть такой фактор: Метте-Марит нельзя заставить давать показания - но не из-за ее статуса королевской особы, а из-за ее роли матери подозреваемого.
Согласно норвежскому законодательству, вы можете отказаться от дачи показаний по причине семейных связей.
Одновременно эксперты, с которыми беседовал норвежский VG, напоминают, что Метте-Марит в генеральном смысле не имеет особого королевского статуса, который предотвращал бы допросы.
Юрист Бернт Хейберг возглавляет юридический комитет Коллегии адвокатов по уголовному праву и уголовному процессу. Он считает, что полиция может вызвать на допрос всех членов королевской семьи, кроме короля; вызвать также, как и любого другого гражданина.
- Кронпринцесса Метте-Марит не имеет особого статуса по конституции и может как быть допрошена в рамках следствия, так и вызвана в качестве свидетеля по возможному уголовному делу, - говорит эксперт.
В то же время он указывает, что аспект семейных связей имеет вероятность влияния на исход дела Мариуса.
СМИ продолжают развивать тему падения доверия к королевскому дому Норвегии.
Это худший кризис за многие годы, говорят некоторые комментаторы в Норвегии.
Королевский двор оснащен всем необходимым, чтобы четко справиться с конкретным кризисом.
Но когда идет давление событиями, которые приводят к обрушению королевских декораций - тогда со стороны Двора требуется нечто большее, чем просто молчание.
Королевский дом попытался дистанцироваться от преступления Мариуса одним-единственным аргументом.
Сын Метте-Марит - частное лицо, не входит в состав Королевского дома и поэтому комментировать его деятельность нет необходимости.
Это правда.
Но на сегодня одна за другой идут новости о том, как кронпринцесса активно замешана в деле Мариуса.
Любовь матери к своему ребенку может понять каждый. Метте-Марит с детства пришлось пережить борьбу Мариуса с диагнозами, а в последние годы - с зависимостью, напоминает пресса. Должно быть, это беспокойство было ужасным, замечают комментаторы в СМИ.
Но для наследной принцессы речь также идет об ответственности за защиту института, который является частью норвежской государственности.
А это немалое бремя.
Если вы хотите иметь королевскую семью, финансируемую за счет налогов, люди требуют, чтобы ее члены обладали высокой моралью, действовали как образцы для подражания и защищали демократические ценности.
В данном случае Метте-Марит потерпела неудачу.
От кронпринцессы не требуют, чтобы она дистанцировалась от сына. Но она не должна давать Мариусу возможность уклоняться от судебной системы и должна норвежскому народу объяснить свои действия 4 августа.
В противном случае, пишут СМИ, норвежцы рискуют потерять всякую веру в то, что народ и Мариус как член королевской семьи «стоят равными перед законом».