Повышенная тревожность у детей

Oct 19, 2012 09:12


Если вы заметили, что ваш ребенок постоянно о чем-то беспокоится, часто не может сосредоточиться, зажат, разговаривает с незнакомыми людьми тихим дрожащим голосом, плохо спит, жалуется на сухость во рту и «клубок в горле», то можно предположить, что у него повышенная тревожность. В последнее время наблюдается увеличения количества таких детей. Какие же причины способствуют этому?

Причины детской тревожности
Как правило, в основе детской тревожности лежит внутриличностный конфликт, который может быть вызван следующими причинами:
противоречивые требования родителей и школы (детского сада). Например, родители разрешают пропускать ребенку занятия без уважительной причины, а учитель «отчитывает» ребенка за пропуск перед всем классом. Причиной повышенной тревожности также часто становятся противоречивые требования внутри семьи. Например, мама может запретить смотреть телевизор перед сном, а папа, втайне от мамы, разрешить. Ребенок начинает «разрываться» между «можно» и «нельзя»: с одной стороны он хочет посмотреть мультик, а с другой - ему не хочется огорчать маму. Возникает конфликт между собственными желаниями и требованиями взрослых, который негативно сказывается на детской психике;
завышенные требования родителей к собственному ребенку. Например, родители часто не могут принять то, что их ребенок не самый лучший ученик класса. Они заставляют его много читать и писать, но, не увидев положительного результата, начинают кричать на малыша или, еще хуже, применять физическую силу. К сожалению, не все дети способны хорошо учиться, и это читатели MирСоветов должны понимать. Любить ребенка нужно не за хорошие оценки, а уже за то, что он у вас есть;
высокая тревожность родителей часто передается детям. Согласитесь, если вы хотите, чтобы ваш ребенок не боялся отвечать на уроке, а сами разговариваете со своим начальником по телефону дрожащим голосом, то стоит ли удивляться тревожности своего ребенка? Ведь дети учатся на примерах своих родителей. Поэтому чтобы воспитать уверенного в себе ребенка, нужно демонстрировать ему как можно чаще модель уверенного поведения. Кроме, этого часто причиной тревожности у детей становится развод родителей или эмоциональное отвержение ребенка родителями, когда дети просто чувствуют себя лишними;
строгий стиль воспитания учителя или воспитателя. Если воспитатель или учитель часто повышает голос во время занятий, предъявляет завышенные требования, то, как правило, тревожными становятся почти все дети в классе или группе. Особенно, если у этих детей строгие или тревожные родители;
тревожность может возникнуть в результате того, что в жизни ребенка за последнее время произошло много негативных событий. Поэтому в такие моменты ему нужна поддержка и повышенное внимание;
нередко тревожность является симптомом невроза или других психических заболеваний. В этом случае родителям нужно обязательно обратиться к врачу.

Анализ этих причин поможет во многом разобраться и пересмотреть свое отношение к ребенку, отношения ребенка в семье и школе (детском саду), а также собственные модели поведения. Однако это только начало решения возникшей проблемы. Чтобы скорректировать детскую тревожность, нужно проводить длительную и систематическую работу. Такая работа ведется в трех следующих направлениях:
формирование высокой самооценки;
обучение ребенка расслаблению;
тренировка навыков уверенного поведения.
Формирование высокой самооценки
Для того чтобы повысить самооценку у ребенка, нужна длительная и целенаправленная работа. Чаще называйте ребенка по имени, хвалите даже за небольшие успехи, особенно в присутствии других детей или значимых для него взрослых. Полезно играть с детьми в следующие игры.

«Цветик-семицветик». Вместе с ребенком вырежьте из цветного картона серединку и семь разноцветных лепестков. После того, как вы склеите их вместе и у вас получится красивый цветок (не забывайте хвалить ребенка в процессе работы), вклейте туда любимую фотографию вашего чада. Теперь пускай на каждом лепестке он напишет (или вы поможете ему в этом, если он еще не умеет писать) то, что у него получается делать лучше всего. Например, складывать пазлы или мастерить бумажные самолетики. Повесьте цветик-семицветик в детской комнате или на любом видном месте. Почаще напоминайте малышу о его способностях.

«Копилка достижений». Это упражнение хорошо подойдет для детей, которые испытывают трудности в определенном деле, например, письме или чтении. Возьмите любую вместительную картонную коробку. Пускай ребенок оформит ее по своему вкусу: наклеит любимые наклейки или фантики, разрисует красками, украсит ленточками и т.д. Каждый день на маленьких красивых кусочках бумаги ребенок будет записывать свои достижения в трудном для него деле. Если это чтение, то записки могут быть такими: «Выучил букву «Д», «Правильно выделил звуки в слове», «Прочитал целое слово» и т.д. К копилке детских достижений можно обращаться в любой момент, особенно, когда ребенок «упал духом» и перестал верить в собственные силы.
Previous post Next post
Up