ПИСАТЕЛЬ-МОНАРХИСТ

Apr 18, 2013 20:34

54 года назад от нас ушел писатель Борис Ширяев


В своем интереснейшем "Энциклопедическом словаре русской литературы с 1917 года" (Лондон, 1988) немецкий литературовед Вольфганг Казак посвящает более двух страниц руководителю основанного И. Л. Солоневичем Народно-Монархического Движения и постоянному сотруднику "Нашей Страны" писателю Борису Николаевичу Ширяеву.


В. Казак указывает, что Ширяев родился в Москве 7 ноября 1889 года, а скончался с Сан Ремо, Италия 17 апреля 1959-го. Отец Ширяева был крупным помещиком-землевладельцем. Борис Николаевич закончил историко-филологический факультет Московского университета, затем учился в Германии и закончил в России Военную академию. После Первой Мировой войны, на которой он был офицером, Ширяев скрывался в 1917-20 на Кавказе.

В 1920 году Ширяев был арестован, смертный приговор был в 1922 году заменен ему на 10 лет заключения в новом концентрационном лагере, созданном на древнем монастырском острове Соловки. Здесь он работал на лесоповале и сбивании плотов, а также участвовал в лагерном театре. В 1929 году из-за переполнения лагеря заключение было ему заменено на три года ссылки в Среднюю Азию, где он относительно свободно мог жить и работать журналистом.

Возвратившись в 1932 году в Москву, Ширяев был снова арестован и сослан на три года в Россошь (Средняя Россия), где находился в унизительных условиях - без жилья, без каких-либо контактов. В 1932-42 годах Ширяев жил в Ставрополе, преподавал там в Черкесске русский язык и литературу в педагогических институтах.

После захвата этих мест немцами в 1941 году Борис Николаевич стал первым редактором тамошней свободной русской газеты. В ходе отступления немецких войск Ширяев перебрался через Берлин в Белград, где издавал газету на русском языке для казачьих отрядов, вошедших в состав немецкой армии из антикоммунистических побуждений. Двенадцатого февраля 1945 года он был командирован вермахтом в Италию для основания там русской газеты. Ширяев носил форму Русской Освободительной Армии генерала А. А. Власова.

После войны Ширяев остался в Италии (сначала в лагере для перемещенных лиц), добывая на различных работах (в частности - книгоношей, что он описал в "Нашей Стране") средства к существованию. Кроме того, он писал художественную прозу и литературоведческие статьи, печатаясь в таких журналах как "Возрождение" (с 1950) и "Грани" (с 1952). Вольфганг Казак умалчивает, что талантливые статьи и очерки Ширяева появлялись также в каждом номере таких монархических органах печати, как "Наша Страна", "Знамя России" и "Жар-Птица". (Под своей фамилией и под псевдонимом "А. Алымов").

Немецкий литературовед отмечает, что первые три книги Ширяева - два сборника рассказов из итальянской и советской жизни: "Ди-Пи в Италии" (1952), "Я человек русский!" (1953) и сборник "Светильники Русской Земли" (1953) - вышли в Буэнос-Айресе, но не уточняет - в издательстве "Наша Страна". Последующие книги Ширяева публиковались в Нью-Йорке, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне и Брюсселе. Ширяев не получил религиозного воспитания, но на Соловках он открыл для себя христианскую веру.

Как подчеркивает Вольфганг Казак, Ширяев - писатель-реалист, перерабатывающий в своей прозе по преимуществу то, что он сам пережил или слышал. Наибольшей его заслугой - считает Казак - является изображение Второй Мировой войны с точки зрения русского патриота, который отвергает тоталитарную советскую систему и из соображений о пользе для своей нации готов сотрудничать с немцами.

Роман "Кудеяров дуб" (1957-58), в котором эта тема разбирается во взаимосвязи ее моральной и политической проблематики, представляет собой произведение, существенным образом противоречащее, например, роману А. Фадеева "Молодая гвардия", где рассказывается о событиях, очевидцем которых автор не был, но фальсифицировал их в соответствии с требованиями партии. Действие повести "Овечья лужа" (1952) происходит примерно в тот же временной отрезок. Там описана, в частности, судьба одного преследуемого русского священника.

Благодаря Ширяеву, ставшему одним из первых заключенных и уцелевших на Соловках, в русскую литературу вошло описание жизни тамошних узников 1922-1927 гг., жизни, которая, несмотря на убийства и убийственные условия, определяется религиозным духом, исходящим от монастыря и монашества. В эту свою книгу "Неугасимая лампада" (1954) Борис Николаевич включил уже опубликованные прежде произведения, видоизменив их названия, например "Горка Голгофа" (1953), книга рассказов о подвиге русских мучеников на Соловках, канонизированных в 1981 году Русской Зарубежной Церковью и "Уренский царь" (1950) - о маленьком селе-государстве, оказавшем во время Гражданской войны сопротивление красным.

Помнится в 22-й тетради парижского "Возрождения" (за июль-август 1952 года) критик Н. Шварц Омонский корил Ширяева за то, что писатель в этом последнем произведении изобразил "царя" не "героем забавного эпизода, а свято русским богатырем, страстотерпцем, носителем черноземной народной тайны". И Шварц Омонский затем зубоскалил: "Пока что не слышно было о бурном увеличении числа сторонников народной монархии". Что бы сказал незадачливый критик, если бы дожил до наших дней, когда "Народная Монархия" И. Л. Солоневича кустарно издается на родине?

Закончим эту статью посвященную памяти талантливого писателя-монархиста воспроизведя его кредо, выраженное, например, в статье "Тропинки и путь" ("Н. С." 108 от 9-2-1951):

"Идея Российской Народной Монархии - не "экспортный товар". Она выношена всей жизнью многоплеменной российской нации, и я не представляю себе ни одного другого народа, способного воспринять и хотя бы частично реализовать ее. Для этого нужно иметь Дух Российской Нации: ее религию, ее историю, ее величие, ее падение, ее скорби, ее радости - ее трагически величавый путь во времени и пространстве.

Доминанта Народной Монархии есть идея построения государства нового типа, чуждого в разной мере и сословной ступенчатости и партийно-парламентерской сословности - уходящих в небытие государственных систем. Она содержит в себе раскрепощение человеческой личности от каббалы сословных, экономических и партийно-политических групп".

П. САВЕЛЬЕВ

К большому сожалению, статью пришлось немного сократить - первоначальный объем почему-то не пропустил формат ЖЖ.

"Наша Страна", № 2048, 4 ноября 1989 г.
Previous post Next post
Up