Jun 08, 2006 11:29
В 1637 г. Джон Гемпден, чей годовой доход, как считается, превышал 1500 фунтов стерлингов, отказался уплатить назначенные ему 20 шиллингов корабелльных денег. Разбор его дела судом казначейства в 1637/38 г.г. стал вехой в конституционном развитии Англии.
Один из поверенных Гемпдена, Оливер Сент Джон говорил: "Если его величество... может без обращения к парламенту назначить вычет в сумме ХХ (20) шиллингов... почему по той же Логике Закона это не могли бы быть и ХХ фунтов стерлингов и так до бесконечности; откуда можно заключить, что если Подданный обладает хоть чем-нибудь, то владеет он этим не по Закону, а целиком по Милости и Доброте Короля".
Сент-Джон эхом повторил слова, произнесенные в палате общин за четверть века до этого сэром Гербертом Крофтсом: "Если король может взимать налог собственной абсолютной властью, то никому не дано знать, чем же он владеет, ибо это зависит от милости короля".
Специалиста по истории России суд над Гемпденом поражает, как своего рода умопомрачительное событие, потому что в этой стране за семь с лишним столетий ее истории не было ни единого случая, чтобы подданный не повиновался своему верховному властителю и чтобы при этом его соглашались высоушать в суде.
(Пайпс. Собственность и свобода)
Наша история