Next to Normal в Минске

Dec 16, 2018 20:34


Что и говорить, но на мюзикловой карте постсоветского пространства республика Беларусь у многих долгое время оставалась эдаким "белым пятном". Нет, конечно, я знал, что в Минске имеется академический музыкальный театр и что-то они там делают в плане развития жанра. Но если сравнивать с тем, к чему мы уже привыкли у нас в России, то афиша сего театра, мягко говоря, не впечатляет - не говоря уже о возникновении какого-то желания специально поехать в Минск.



И тут в Ебурге проходит очередной конкурс имени Курочкина, и я случайно узнаю, что оказывается в Беларуси есть не только вышеназванный академичиский музтеатр. А именно, существует такое странное на первый взгляд заведение, как Театр Геннадия Гладкова "Территория Мюзикла". С весьма запоминающимся интернет-сайтом - www.musicals.by. Ну, подумал я, очередная дешевая антреприза, глядя их сайт. Нет, в чем-то это действительно так - основу репертуара тут действительно составляют спектакли на музыку вышеозначенного российского композитора - там, "Обыкновенное чудо", "Двенадцать стульев" и прочие постановки на основе известных и уже не очень советских фильмов. Играется, все, понятное дело, под "минус", а российский маэстро Гладков, судя по всему, данному коллективу покровительствует и предоставляет какую-то поддержку, включая минус-фонограммы. В-общем, ничего такого, что могло бы заинтересовать именно меня. До тех пор, пока в афише мне не бросился в глаза спектакль с названием "Недалеко от нормы". Ба, дык это тот самый Next to Normal! По лицензии! С живой рок-группой (ибо лицензия к тому обязывает)! С американским вокальным "коучем" в числе постановщиков! Короче, вот это уже куда более интересно.

В-общем, что еще надо сказать про театр этот. Театр частный (да-да, та самая пресловутая "частная театральная инициатива"). Заправляет всем этим супружеская пара - Дмитрий Якубович и Анастасия Гриненко. Он - бывший (?) солист вышеназванного белорусского музтеатра и здесь один из ведущих актёров и по совместительству хореограф, она - режиссёр-постановщик. Еще у Анастасии есть брат Алексей, который вроде как проживает в Штатах, видел сабж там у них и в конечном итоге "пробил" вышеназванную лицензию. Что до площадки, то своего зала у них, понятное дело нет, и пока большинство спектаклей играются в самом центре Минска на сцене ампирно-сталинского ДК Профсоюзов.

Теперь ближе к делу. Надо сказать, что несмотря на популярность этого мюзикла, я от него так и не зафанател. При том, что давным-давно видел еще офф-бродвейский бутлег, честно пытался слушать каст-рекординг, а несколько лет назад видел вживую в Вене в звездном составе, с Пиушкой нашей Дауэс в главной роли. Но - не "зашло". Поэтому в Минск ехал больше из любопытства. Благо, Территория мюзикла весьма активно пиарится в соцсетях, что тоже в определенной мере подогревало интерес.

Незадолго до поездки случился досадный облом - в афише было поставлено два спектакля два дня подряд, и я взял билеты на оба - гулять так гулять. Но, недели за две второй спектакль отменяют по непонятным причинам. Обидно, но не смертельно. Пришлось довольствоваться одним показом и составом актёров.

Собственно, о спектакле. Если бы можно было сформулировать свои впечатления одной фразой, этой фразой было бы "из говна конфетка" или "вот что животворящая лицензия делает". Поясню. Действительно, театр небогатый и это чувствуется, прежде всего, по визуальной составляющей спектакля. Из декораций на сцене присутствует лишь конструкция, чем-то сильно напоминающая феллоушиповскую "штуку" - то есть нечто собранное/сваренное из подручных металлоконструкций и имитирующее жилище семьи Гудманов. Машинерии нет и в помине, есть немного дыма и определенная световая партитура. И всё. Всё остальное ложится на плечи актёров. Ну и рок-группы из восьми человек. Но, при всем при этом - нормальный звук, что само по себе большой плюс особенно в условиях ограниченного бюджета.

Что еще хочется отметить в целом по спектаклю. Это его темп и динамика. С самого начала и до самого конца действие развивается в одном ритме, без каких-либо "провисов" или замедлений. Это позволяет вовлекать зрителя в происходящее на сцене и удерживать его внимание до самого конца - даже тогда, когда зритель сам по себе далек от фабулы про биполярное расстройство. Второе, что цепляет - энергетика. Она не только присутствует, она идет по нарастающей. И в финале, как говорится, "прошибает". Хотя, как известно, сюжетная линия тут непростая и финал в конце скорее открытый.

Еще одно общее замечание - это работа уже упомянутого вокального "коуча" (некто Эндрю Бёрн). Совсем не знаю, кто он такой, но работа его весьма заметна. По крайне мере в том, что в мюзикле очень много переходов от диалогов к вокалу и назад и эти переходы сделаны совершенно незаметными для уха зрителя. Хотя при всём этом не могу сказать, что у исполнителей какие-то выдающиеся вокальные данные. Ну, по крайней мере, мне так показалось, возможно меня поправят. Извечная "больная тема" русскоязычных постановок - перевод (совместная работа Анастасии и Алексея Гриненко) - здесь выполнен в целом тоже неплохо. Особенно принимая во внимание то, что тексты отдельных песен прямо-таки изобилуют медицинскими терминами. Ухо не режет, хотя в линии Натали-Генри напущено весьма много молодежного сленга.

Ну и самое главное. Исполнители. Я, конечно, слышал такое понятие, как "женская режиссура". Да что говорить, сам в свое время на женской режиссуре и вырос (кто знает, тот поймёт). Так вот, в данном случае именно режиссура Анастасии Гриненко и стала причиной того, что мужская и более многочисленная половина каста тут куда сильнее, чем половина женская. Тут вам и офигительно харизматичный Доктор (Александр Осипец), и дико обаятельно-привлекательный Габ Гудмэн (Артём Пинчук) - вот тут уж действительно "я живоооой" не только на словах, но и на деле, и тонкий и заботливый Дэн (Дмитрий Якубович), и дамский угодник Генри (Никита Геращенко). Короче, девушки, смотреть в этом мюзикле явно есть на кого и есть по кому фанатеть. Оба женских персонажа - главная героиня Диана и ее дочь Натали на этом фоне, увы, проигрывают. И если образ Натали (Александра Войцехович) сделан еще более или менее, то образ главной героини Дианы (Светлана Мациевская) - это, пожалуй, главный и единственный минус постановки. Понятно, что роль непростая, как актёрски, так и вокально, и не каждому дано убедительно сыграть на сцене психа. Но тут, как мне показалось, над Светланой сильно довлеет ее опереточный бэкграунд, который, понятное дело, идет прям совсем уж "вразрез" с этой ролью. Что вдвойне обидно, особенно с учетом того, что, насколько я знаю, Светлана сама активно преподаёт вокал. Но вот на этом придирки можно и закончить.

В целом все хочу сказать. Увиденное в Минске ещё раз показывает, что для постановки качественного мюзиклового продукта не обязательны бюджет в несколько миллионов не наших денег, статус театра или наличие каких-то сверхъестественных связей. Важно любить своё дело, не бояться учиться и открывать новые и новые грани жанра. Ну и, конечно, не бояться делать лицензионные постановки, это не так страшно, как оно кажется на первый взгляд. Я, если что, не к тому, что хороший мюзикл обязан быть американским, а к тому - что лицензия как таковая это своего рода дополнительная мотивация сделать качественный продукт и не упасть в грязь лицом. В-общем, к посещению категорически рекомендую. Осталось не так много показов (играть будут, насколько я понял, до конца сезона), Минск не так далеко, ценник на билеты по московским меркам более чем гуманный. Ну а там, гляди, чего новое у театра этого появится, так что будем следить.

musicals

Previous post
Up