Был в этом июне в командировке - северна Осетия. Аэропорт Владикавказ, расположенный в памятном многим, селе Беслан.
Альбом:
владикавказ Выходные провел в горах. Горы со стороны Осетии, делятся на Лесистый хребет , Пастбищный, Скалистый -это кавказкое среднегорье, где есть доступные ущелья и горы, далее и выше Боковой хребет и Главный Кавказский хребет с его 5 тысячником - Казбеком. Эльбрус же расположен немного отдельно и принадлежит Центральному Кавказу.. Наиболее близки и известны, расположенные на расстоянии десятков километров, ущелья Феагдон и Кармадон, к коим за недостатком времени, я и направился. Хорошую помощь , консультацию и поддержку оказали в гостинице
Кадгарон , указав водителей и в магазине Триал-Спорт, где встретилась замечательная женщина - альпинист, инструктор Гуденко Наталья и она сказала, как найти Сушко Александра - мастера спорта по альпинизму.
И вот , после сборов, волнений, так как район неспокойный ( например у меня несмотря на серьезную работу для безопасности сев Осетии, спрашивали документы и даже увидев их, требовали пройти в отделение) в надежной компании с водителем Георгием
тел 89188393050 и Александром Сушко мы выехали в ущелье Феагдон.
(PS. не сочтите за рекламу-просто люди хорошие)
Туда ведет удобная, асфальтированная дорога , которая к Кармадонскому ущелью переходит в грунтовку и долее, засыпанная ледником Колка, вообще во что -то тяжкое. К Кармадону добрался Георгий, которого мы отпустили на термальные источники из знаменитой воды, пока сходили на гору.
По дороге в Феагдон , теснины.
Проехали памятник Сталину, здесь их много.
И повернули на Кармадонское ущелье к "Мертвому городу " и к "Зеленому" - "Даргавскому" перевалу.
На развилке дорог, на скале стоит башня охранявшая эту дорогу. Как рассказал Александр, эти башни не только служили как оборонительное сооружение, но и исполняли сигнальные функции, создавая сеть моментально сообщавшую о приближении неприятеля при помощи света и дыма костров. Можно считать Осетию. прародиной сотовой связи =).
Далее дорога нас повела через Какадурский перевал и вскоре через село Даллагкау мы спустились в долину к селу Даргавс и мертвому городу.
Небольшая река , здесь река Гизельдон перекрыта мостом, прямо перед городом мертвых.
Мертвый город интересен как памятник воинам давшим битву Тимуру и сохранвшимися прекрасными склепами до нынешних времен, как память о днях минувших.
Кругом. горы и только посвист ветра среди каменных гробниц непобедимых воинов, говорит со странниками.
Далее мы увидели цель нашей поездки перевал "Зеленый" - "Дарганский".
И на нем святилище св Георгия - характерное место начала восхождения на г Чизджытыхох 2823 м.
На восточном склоне чётко вырисовываются на фоне неба семь зубцов, наклоненных в сторону вершины. О самой горе есть легенда :
Однажды в жаркий летний день три девушки понесли еду и питьё своим братьям, косившим траву на высоких горных лугах. Их отец - охотник пропал в горах и некому было учить и защищать детей. Они шли вчетвером, ведя ослика и сопровождаемые собачкой. Маленькая сестричка , хоть ее не брали, тайком побежала за сестрами В горах погода меняется быстро. Началась гроза, сильный ветер валил с ног, ливень с градом били в лицо. Самая младшая плакала и не могла идти и даже собачка которая лизала, согревая ей лицо , не могла увлечь ее вперед.
Измученные девушки взмолились: «Лучше бы стать нам камнями, чем терпеть такие лишения».
И превратились они в каменные статуи. Твк и стоят четыре сестры, ослик с торбой и собачка на гребне горы, на фоне вечного неба.
Подьем не сложен в ясную погоду но, в туманную и дождливую погоду, которая здесь нередка, составляет некоторую сложность и учитывая скалы, даже опасность, хоть он и является без категорийным.
Мы попали именно в такую погоду.
Прочтем что пишет Юрий Левковский :
"Маршрут начинается от Даргавского перевала и идёт на север к южному гребню горы по грунтовой дороге, тянущейся по травянистому некрутому склону. Через 1 час дорога поворачивает направо на пастбища. Свернув с дороги налево, следует выход на широкую перемычку под южным гребнем. В этом месте желательно сделать отдых.
Подъём на южный гребень проходит по тропе, круто взбирающейся вверх. Трава редеет, появляются выходы мелких скал и небольшие разрушенные жандармы, которые обходятся справа. Во время движения следует придерживаться тропы, которая идёт строго по гребню. Гребень узкий, на запад обрывается крутыми склонами и осыпями.
Время прохождения маршрута от перевала до вершины занимает 3-3,5 часа. Перепад высоты - около 1000 метров. Маршрут короткий, но технически сложнее, чем с востока."
Риск есть махнуться гребнем и вывалиться на скалы или уйти со спуском на адцать км в сторону. Впрочем подобный риск был исключен как Александром, так и мной. ( Может удасться походить связкой? - Казбек ему как дом родной =)))
И вот через 2:20 , мы на вершине. Вид сверху :
С погодой не задалось а, жаль. Чизджытыхох является обзорной точкой, с нее видно и Казбек, Кавказкий Хребет , так и всю Даргавскую долину.
Автор этого опуса Дмитрий.
Цитирую Юрия Левковского : "Даргавская котловина является одним из древнейших мест в Северной Осетии. Здесь сохранились до наших дней наслоения культур различных народностей, проживавших в ней с древнейших времён, уходящих корнями в начальные века до нашей эры. Несколько сёл расположилось здесь. Это - Даргавс, являющееся районным центром, к югу от него - Какадур, Фазикау, Ламардон, Джимара. На склонах гор видны развалины старых селений: Хуссар, Ламардон, Северный и Южный Хинцаг. Перед с. Даргавс установлена высокая ажурная арка с памятной надписью «Циппу Байматову - 120 лет». Циппу Байматов был известным в этих местах человеком. По его настоянию и эскизному проекту в 1932 году построена в Кобанском ущелье Гизельдонская ГЭС."
См фото с мостом.
Далее уже любовались видами старых поселков, капищ и конечно гор !
Все это не возможно было без Александра Сушко и Георгия .
Поэтому я их и представляю :
Слева Георгий а, справа Александр.