Кто же этот человек спросите Вы? Это легенда советской и российской морской авиации. Практически учитель всех нынешних пилотов морской авиации россии.
Друзья, 4.03.2015 должен был исполниться 61 год замечательному, но, к сожалению, малоизвестному в широких кругах человеку - военному летчику Тимуру Апакидзе. Это один из тех людей, благодаря которым Россия сохранила свой авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» и благодаря которым сегодня в России существует такой вид войск, как палубная авиация.
Потомок грузинских князей Апакидзе Тимур Автандилович родился 4 марта 1954 года. Он с детства мечтал стать морским летчиком, и с детства был целеустремленным человеком. Школьником он поступил в Ленинградское Нахимовское военно-морское училище. Тогда Тимур не сразу понял, что этот шаг мог в дальнейшем лишить его самой высокой мечты - летать! Ведь из Нахимовского положено поступать только в моряки…
Тогда он, обратившись к высшему командованию ВМФ за разрешением поступать в лётное училище, дал слово: по окончании его вернуться на флот. И, конечно же, окончив в 1975 году Ейское высшее лётное училище, своё слово сдержал - в жизни таких людей в принципе не может быть несдержанных обещаний. Потом была суровая лётная и флотская служба, отличная учёба в академиях. Всего он окончил три высших военных училища - Ейское Высшее авиационное имени В.М.Комарова, Военно-Морскую академию имени Гречко и Академию Генерального штаба.
Он был увлечен своей профессией. Множество книг прочел о летчиках-испытателях - героях Великой Отечественной войны. Встречался с ними, расспрашивал о тактике, которую они применяли, об их летных приемах. Все, что считал полезным для своей профессии, записывал. Он с головы до пят был летчиком, воспитанным в духе героев.
После учебы он служил в частях морской авиации в городе Саки. Там он командовал полком. Сильно гонял своих летчиков, каждого заставлял заниматься физкультурой, спортом. Сам занимался карате. Вел детскую секцию. В итоге его военные летчики стали одними из самых профессионально подготовленных в стране. Только они могут вести в воздухе свободные групповые бои, не обговаривая заранее свои маневры. Им было дозволено без ограничений летать на предельно малых высотах (обычно командование запрещает такие полеты, ограничивая риск) - при скорости истребителей тысяча километров в час они снижались над землей до 200 метров. Ну а теперь уж всех летчиков Северного военно-морского флота России можно назвать учениками Тимура Апакидзе.
К концу 1980-х и началу 1990-х годов Тимур Апакидзе был едва ли не лучшим летчиком ВМФ. 26 сентября 1991 года в акватории Чёрного моря Тимур первым из строевых военных лётчиков осуществил посадку корабельного истребителя на палубу авианесущего крейсера, и тем самым его имя оказалось вписанным в историю отечественной авиации.
11 июля 1991 года в ходе программы испытаний одной из первых серийных машин этого типа (проходившей тогда под условным наименованием Т-10К-8) произошел частичный отказ систем управления. По приказу с земли Тимур Апакидзе покинул самолет, однако потом неоднократно признавался, что «не может себе простить того, что не смог спасти истребитель».
Тимур Апакидзе налетал более 3,5 тысяч часов на 13 типах самолетов, и был одним из пяти летчиков авиации ВМФ, выполнявших «кобру Пугачева». Апакидзе не перестал летать даже тогда, когда стал заместителем командующего ВМА. Генерал Апакидзе гордился тем, что за время его службы на авианосце не погиб ни один пилот: «Я готов каждый метр его палубы целовать за то, что за столько лет он не забрал у нас ни одного летчика. Теряем людей в основном на земле».
В том же 1991 году после распада СССР дислоцировавшийся в Крыму авиаполк, которым командовал Апакидзе, отказался принимать украинскую присягу, а сам командир отклонил предложение возглавить ВВС Грузии. Он, не колеблясь, жёстко ответил: «Я своей Родине уже один раз присягал. Второй присяги не бывает!» Вместе с летчиками полка, самолетами и боевым знаменем Тимур Апакидзе самочинно улетел в Североморск.
Там он был назначен командиром единственного в России 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, а в 1994 году - командиром смешанной корабельной авиационной дивизии Северного флота.
Потом были и дальние походы, и три сотни посадок на палубу днём и ночью, на морях северных, в Атлантике, Средиземноморье. Помимо личной профессиональной подготовки, он отдавал всего себя без остатка отбору и взращиванию своих преемников - элиты палубной авиации нашей Великой Родины. И именно на этом поприще наши достижения беспрецедентны по мировым меркам: если по нормативам, существовавшим в корабельной авиации США, примерно на том же технологическом этапе (который они проходили десятилетиями раньше) считалось нормой 2-3 происшествия (поломки, аварии или катастрофы) на 250 палубных посадок, то наши корабельные истребители за всю свою недолгую историю без единой палубной потери выполнили с авианосца, в условиях от заполярья до субтропиков, больше двух с половиной тысяч полётов!
Впоследствии за отличное освоение Су-33 и подготовку летчиков-истребителей для авианосца «Адмирал Кузнецов» Апакидзе был удостоен звания Героя России.
Тимур относился к той категории высочайших профессионалов лётного мастерства, которые, управляя летательным аппаратом, сливаются с ним в единый живой организм. Именно это чувствовали все те, кто 17 июля 2001 года на аэродроме Центра боевой подготовки и переучивания лётного состава авиации ВМФ под Псковом имел возможность видеть его последний полёт.
Когда его корабельный Су-33 открутил сложнейший динамичный комплекс демонстрационного пилотажа и начал заходить на посадку, сотни людских глаз с восхищением провожали его взглядом. Казавшийся успокаивающимся после столь бурного полёта, силуэт истребителя отошёл поодаль от аэродрома и начал изгибать свою траекторию к посадочной прямой. Убраны обороты, стих форсажный рёв двигателей. Шасси - на выпуск, до мягкого касания колёсами земли остались считанные секунды. И вдруг…
Резко увеличился крен, траектория движения начала круто изгибаться к земле. Живой полёт передёрнуло конвульсивное движение, и все смотревшие на самолёт зрители словно содрогнулись. Следившая же за происходящим в воздухе группа руководства полётами отреагировала мгновенно, в эфир словно выстрелили безответные команды:
- Катапультируйся! Катапультируйся…
Однако, Апакидзе решил не катапультироваться, и оставался в пилотской кабине до момента удара самолёта о землю и его взрыва.
При ударе о землю истребитель полностью разрушился и загорелся. После падения самолета некоторое время Апакидзе был жив, но находился в тяжелом состоянии и был без сознания. Пилота из отломившейся кабины быстро извлекли оказавшиеся поблизости крестьяне, его сразу же отвезли в ближайшую больницу. Увы, помочь ему уже было невозможно…
Самолет упал на нежилые хозяйственные постройки на окраине деревни Черепягино. Как позже установила государственная комиссия, Апакидзе погиб «вследствие психофизической перегрузки». Он отключил ограничители предельных углов атаки и перегрузки, чтобы выполнить сложные фигуры пилотажа, и в результате во время одного из манёвров испытал восьмикратную перегрузку, потеряв контроль над машиной.
Тимур Апакидзе был похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
На месте падения истребителя Су-33, который пилотировал Апакидзе, установлен памятный камень.
Тимур Апакидзе
(4 марта 1954 года - 17 июля 2001 года)
Заслуженный военный лётчик Российской Федерации
Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (1995)
Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
Кавалер ордена «За личное мужество»
Награжден медалью «За боевые заслуги»
Награжден медалью «300 лет Российскому флоту»
Награжден медалью «60 лет Вооружённых Сил СССР»
Награжден медалью «70 лет Вооружённых Сил СССР»
Награжден медалью «За безупречную службу» I степени
Награжден медалью «За безупречную службу» II степени
Награжден медалью «За безупречную службу» III степени