На форуме для родителей недавно (очередной раз) вспыхнуло спонтанное обсуждение на тему "стоит ли принуждать ребенка заниматься? (музыкой, танцами и т.д.) Ведь ни для кого (а в первую очередь - для самого ребенка) не секрет, что серьезные занятия длятся часами. То есть фактически времени "просто жить" не остается.
Как водится, стороны разбились на два лагеря: "большинство профессиональных музыкантов занимались в детстве из-под палки; если детей не заставлять, то кто будет играть в оркестре?" vs "тысячи тех, кого заставляли, наотрез отказались подходить к инструменту после окончания школы и вымучивания диплома".
Обе стороны опираются на факты, но, как мне видится, сторонников версии "потом еще спасибо скажет" больше. Это такая типичная ошибка выжившего. Мне сама история возникновения понятия очень нравится, и я ее, с вашего позволения, перескажу в кратком варианте.
Итак. Во времена ВОВ часть самолетов не возвращалась на базу, а те, которые возвращались, имели похожие повреждения крыльев и фюзеляжа. На основании этих данных поначалу было принято решение укреплять именно эти части самолета. Но математик Абрахам Вальд справедливо заметил, что эти повреждения не настолько критичны, чтобы самолет не смог долететь. Укреплять надо те детали, которые в прилетевших самолетах не задеты.
Вот с занятиями то же самое. Да, есть дети, которые ноют, скандалят, сбегают, демонстративно отказываются заниматься. Я слышала историю о девушке, которая в самом начале своего обучения каталась по полу в кабинете, не желая садиться за инструмент. Сейчас она учится в консерватории и играет в оркестре, ей очень нравится (со слов рассказчика). Возможно, да. Нам обычно нравится заниматься чем-либо, когда у нас получается. А если стоять над душой и заставлять изощренными методами принуждения, при должном старании будет получаться.
Я сама училась в музыкалке. Сама захотела! Сама попросила родителей отвести меня туда) Надо было идти на хоровое, потому что петь мне нравилось гораздо больше, чем играть гаммы и этюды Черни, но это отделение считалось слегка... неполноценным. Ни о чем) И я протренькала пять лет) Мы не сошлись во вкусах с педагогом, что называется, абсолютно. Когда другие ученики разучивали что-то приятное, например, вальс Свиридова, я учила что-то скучное, что абсолютно не было мне созвучным.
Родители пытались меня по-своему мотивировать - упоминанием о продолжительности занятий великих пианистов, упрекать - что за инструмент плачены большие деньги, поднимать его на восьмой этаж было тяжело, и т.д., и т.п. Но... после получения диплома я больше к клавишам не прикоснулась. Хотя сейчас я бы с удовольствием занималась) Но не в объеме, который требуется профессионалу, а для себя. Голос уже не тот, а беглость пальцев можно и восстановить. Ах, если бы...
Так вот, возвращаясь к дискуссии. Правильным решением, которое трудно принять из тех же самых благих побуждений, будет позволить пробовать. Без глобальных капиталовложений, разумеется. С тем, чтобы каким-то делом ребенок занимался не менее полугода, до появления первых результатов. Это не я такая умная, это основы современной педагогики) Я просто пытаюсь представить, как это - жить, изо дня в день занимаясь нелюбимым делом, которое до скрежета зубовного надоело, только потому, что все ресурсы были пущены на обучение этой профессии, и теперь начинать что-то другое страшно. Нет, даже не так. СТРАШНО.
PS В нашей семье в жертву художественной школе принесены два ребенка из четырех. Они захотели сами, в осознанном уже возрасте. Может быть, им это никогда не пригодится. Может, они посвятят рисованию всю жизнь. Пока что на осторожные расспросы "не устают ли они от школы, когда уходят в 7.30 и возвращаются в 20.30" я слышу, что да, устают. От общеобразовательной. Нельзя ли ее взять и отменить?.. Но об это как-нибудь в другой раз.