Херсонесский маяк

Jan 11, 2011 17:33


В пустой маяк, в лазурь оконных впадин,
Осенний ветер дует - и, звеня,
Гудит вверху. Он влажен и прохладен,
Он опьяняет свежестью меня.
Остановясь на лестнице отвесной,
Гляжу в окно. Внизу шумит прибой
И зыбь бежит. А выше - свод небесный
И океан туманно-голубой.
Внизу - шум волн, а наверху, как струны,
Звенит-поёт решётка маяка.
И всё плывёт: маяк, залив, буруны,
И я, и небеса, и облака.




К маяку из города можно добраться на нескольких маршрутах, в настоящее время доступны топики и автобусы под №№77 и 105. Путь предстоит долгий и нудный, а в летнее время ещё и невыносимо душный. Рекомендую взять с собой еду и не менее 2 литров воды на человека.

Автобус проезжает через Казачью бухту, минует 35-ю батарею и останавливается на конечной.
-А где же маяк? - спрашиваю я у водителя.
-По той дороге, до конца - отвечает он, указывая в направлении аэродрома.
-Я думал, вы едете до самого маяка?
-Нет, туда ходит маршрут"маяк-2"
-Ясно, спасибо - произношу я с разочарованием и выхожу.
Аэродром меня не интересовал, хотелось пройтись к маяку вдоль берега. Через пять минут я вдыхал соленый воздух на краю обрыва.


Вода переливалась всеми оттенками радуги и я просто замер, не в силах оторвать взгляд от этого великолепия...












Рядом с маяком находится радиолокационная станция "Днепр", входившая в советское время в отдельный радиотехнический узел системы предупреждения о ракетном нападании "Николаев".


Станция, носившая позывной "Карнавал", контролировала западное и южное направление. После распада СССР досталась вооруженным силам Украины и в настоящее время выполняет задачи телеметрии космических объектов в интересах Национального космического агентства Украины (великая космическая держава, если кто не в курсе). Внешний вид сооружения и его периметра сам за себя говорит о работоспособности станции.







На этом месте мне повстречался "морж", решаю задать ему пару вопросов:
-Скажите, пожалуйста, могу ли я здесь пройти к маяку?
-Вообще-то там морпехи сидят, но сейчас никого не вижу, можно пройти
-Значит, маяк охраняется?
-Он находится на территории воинской части
-А меня там не повяжут?
-Милицию вызывать не будут, скажете, что заблудились и вас проводят к выходу
-Спасибо! - ответил я и подумал о вежливости "моржа". Вдалеке от цивилизации это редкость!


На всякий случай пробегаю мимо поста морпехов



-Урааааааа!!!!! Мой первый маяк!!!! Красота-то какая!!!




Немного истории

Маяк основан в 1816 году и на протяжении своей долголетней службы, играл и продолжает играть существенную роль в истории и жизни Черноморского флота. Маяк первым встречал корабли эскадры адмирала Ф. Ф. Ушакова, вице-адмирала П. С. Нахимова, возвращавшиеся в порт Севастополь после блистательных побед.

**************************

Фрегат «Везул»

Исправно горящий огонь маяка, как показывает жизнь, ещё не гарантия безопасного судоходства. Если у капитана не достаёт морской выучки или опыта плавания в штормящем море, а команда не расторопна или плохо обучена, то и свет маяка не поможет попавшим в беду мореплавателям. И тогда служителям маяка приходится идти на помощь терпящим бедствие.

В ночь на 1 октября 1817 года на траверзе Херсонесского маяка разыгралась трагедия. С заходом солнца при спокойном море из Севастополя на Одессу вышел фрегат «Везул» под командованием капитана 2 ранга И. И. Стожевского. Шли по счислению. Вскорости погода начала портиться. Небо заволокло низкими грозовыми тучами. Ветер, быстро усиливаясь, перешёл в жестокий шторм. Наставление мореплавателям на этот случай даёт чёткий совет: «Держитесь на хорошем расстоянии от береговой линии». Но ошибка в счислении места составила около 6 морских миль (примерно 12 км). Сильно уклонившийся в сторону берега фрегат нёсся прямо на Херсонесский риф. Увидев приближающийся огонь маяка, командир попытался сделать галс в море, но поворот не получился. Тогда срочно отдали якорь, но он «не забрал». Беспомощный фрегат несло на камни. Вскоре послышался удар корпуса о гранитное дно. На маяке, увидев эту трагедию, тут же сообщили в Севастополь на эскадру. Больше пока ничем помочь терпящим бедствие не могли. Море бесновалось с такой яростью, что о спуске на воду шлюпки не могло быть и речи.



К рассвету шторм начал стихать и к лежащему на борту «Везулу», который волны продолжали методично колотить о камни, подошёл вельбот с маячниками. Команду во главе с командиром спасли, а вот фрегат измолотило в щепки. Квартирмейстер и юнга, до подхода спасателей со страху бросившиеся в море, погибли.

Великий князь Михаил Павлович, оказавшийся в то время в Севастополе, писал царю: «Многие из офицеров, находившихся на эскадре, свободные от должности, поспешали на помощь несчастным сослуживцам... наняли верховых лошадей - барказов нельзя было посылать в открытое море в такой ветер - и опрометью поскакали к Херсонесскому маяку. Фрегат был разбит, и потеря его оценена в 270 630 руб.».

Море не раз испытывало и сам маяк. Тысячетонная махина маячной башни без труда выдерживала натиск ураганов и свирепых штормов, а вот городок и находившиеся на его территории постройки море не щадило. Особо жестокие испытания выпали на долю обитателей Херсонесского маяка в ночь на 18 декабря 1887 года. Смотритель маяка А. Федотов срочно телеграфировал в Севастополь: «Бурей залило двор и здания, прошу спасти служащих от гибели». Командир Севастопольского порта контр-адмирал М. Н. Кумани немедленно выслал на маяк людей и спасательные средства. Позже Федотов показывал: «При шторме 17 декабря 1887 года зыбь с моря перебрасывало через каменные возвышения набережной, а в 11 часов сделался сильный шторм. Вокруг маяка образовалось уже озеро... В некоторых местах вода доходила до 6 футов (почти 2 метра)... Затопило конюшню, сараи, кладовые, погреб... Вода поднималась до окон зданий. Женщин и детей отправили вброд по пояс в ближайшую деревню. .. Служители, набрав хлеба и петролеума в запас, укрылись в башне, чтобы обеспечивать исправное освещение. Перед этим они спасли команду турецкого брига с грузом, который разбился до основания. Утонуло 10 человек, а 4 спаслось. Нужна небольшая плоскодонная вёсельная шлюпка для спасения».

После шторма башню и все жилые и хозяйственные постройки пришлось капитально ремонтировать. Со стороны моря для защиты от буйства стихии возвели мощный каменный вал (брекватер), а при маяке возродили упразднённую ранее спасательную команду, оснастив её вёсельными вельботами и специальным снаряжением.

Потом ещё не раз море испытывало обитателей маяка. Во время землетрясения 12 сентября 1927 года, одного из самых сильных в Крыму за всю историю, могучая башня Херсонесского маяка выстояла. Служители же отмечали, что во время толчков они раскачивались, как стволы могучих дубов. Одновременно из фонарного сооружения маяка наблюдали далеко в море между Севастополем и мысом Лукулл громадную огненную полосу. Создавалось впечатление, что там горит море. Истинная причина столь необычного явления и по сей день остаётся загадкой...

***************************



Маяк Херсонесский стал свидетелем невиданного массового героизма защитников Севастополя в 1942 году в боях в районе маяка.

"Количество раненых и убитых в первые дни июля, особенно 2 и 3 июля, росло неимоверно быстро из-за многочисленных контратак, массированных бомбардировок, артиллерийского, минометного, пулеметного и стрелкового огня противника. Тем более, что на оставшейся у наших войск небольшой территории размером примерно 5 х 3 км, где находилось десятки тысяч защитников Севастополя, чуть не каждый вражеский снаряд, бомба или пуля находили свою жертву.

Командир санитарного взвода 20 МАБ военфельдшер С. В. Пух написал, что их выносили с поля боя и собирали на 1 этаже Херсонесского маяка.

Потом были заняты второй, третий и даже самый верхний этаж маяка. 3 июля во время массированного налета самолетов противника, рядом с маяком упала тонная авиабомба. В результате взрыва рухнула часть стены маяка, похоронив под своими обломками сотни раненых."

Несмотря на систематические обстрелы, бомбардировки с воздуха, израненный и сильно поврежденный маяк до самых последних дней героической обороны Севастополя обеспечивал путь советским кораблям и судам, прорывающимся через минные поля в осажденный город. Уже 9 мая 1944 года в день освобождения Севастополя на развалинах маяка вновь вспыхнул огонь.



Башня маяка построена заново в 1950-1951 годах. Архитектурно оформленная красивая белая железобетонная башня маяка высотой 36 м, облицованная инкерманским камнем с огромным остекленным фонарным сооружением, горделиво возвышается над мысом Херсонес. Дальность действия белого огня маяка 16 миль.



Раньше, до появления электричества, световой сигнал из этого, а также Тарханкутского маяка (они сооружались и вступали в строй одновременно) подавался при помощи особой керосиновой установки - это был эдакий огромный примус. Керосин подавался в горелку под давлением через жиклер, яркое пламя от горения  было далеко видно. Ту маячную «керосинку», как и обычный примус, смотрителю маяка приходилось часто прочищать от нагара. А для вращения линзы, усиливающей и концентрирующей световой поток, а также для работы топливного насоса использовался гиревой механизм: 200-килограммовый груз ходил прямо в шахте маяка.

Лампа и линза - это, по сути, главные из видимых рабочих элементов маяка. Лампа - кварцево-галогенная, мощностью 1.000 ватт. Линза вокруг нее изготовлена в 1957 году на одном из заводов в Харьковской области, по спецзаказу.



Техническая характеристика маяка довольно сложная, а сигнал он выдает в виде световой морзянки - точек и тире. Херсонесский маяк посылает код СВ, что значит «Севастополь». Полная подача сигнала занимает 18 секунд, он циклично повторяется. Выходит маяк «на работу» за час до захода солнца, а гаснет через час после восхода.

Световой сигнал, оказывается, иногда подается маяком и в дневное время - если видимость на море меньше 10 километров. А в обычную, хорошую погоду вахтенный наблюдатель на корабле с высоты 5-метровой рубки обозревает пространство вкруговую на 16 морских миль.

Херсонесский маяк - лишь один из объектов Гидрографической службы Черноморского флота (структурное подразделение МО России). Его обслуживают как люди военные, так и вольнонаемные. Рядом с маяком находится маячно-техническое здание, в нем и несет обслуживающий персонал круглосуточные дежурства. На мысе Херсонес еще работает и радиомаяк КРМ-300: он посылает на разных частотах тот же позывной СВ в радиоэфир. Для чего? Для дивиации, поясняют нам, то есть для определения координат судна в море.

Установлена здесь и навигационная система «Марс», что позволяет Херсонесскому маяку поддерживать связь на коротких волнах в радиорежиме с маяками, находящимися на крымских мысах Тарханкут, Фиолент и в Геническе. При помощи сигналов с маяков суда могут настраивать и проверять свою навигационную аппаратуру.

Аппаратура на маяке работает от горсети,но,в случае неполадок,предусмотрены мощные дизельные генераторы,которые могут обеспечить током весь поселок.

А еще,жители маяка,вынуждены терпеть мощный звук, похожий на трубный рык слона. Говорят, он слышен за 3 мили. Звук издает специальное устройство шведского производства - наутофон. В период туманов и штормов (декабрь - февраль) жителям поселка не позавидуешь: иногда этот резкий протяжный рык приходится терпеть сутками, днем и ночью.



Ночью башня маяка подсвечивается мощными прожекторами, что улучшает ее опознаваемость с моря.



*************************************

Как на него подняться??? Я спрыгнул вниз и начал искать вход.....






















Двери башни оказались закрыты












Вдруг послышались чьи-то голоса и мне пришлось затаиться в кустах

Показался мужик в камуфляжной куртке и с сачком в руке, а рядом с ним шагала маленькая девочка. Они прошли в сторону моря, а я продолжил свой шпионский репортаж.



Где-то там, вдалеке, начинался мой путь сюда.






Аааааа....  дедушка с внучкой вышли на рыбалку:)



-Добрый день! - обратился я к дедушке.
-О! А как Вы сюда попали? - удивился тот.
-По берегу прошел!.
-И Вас никто не остановил?
-Мне сказали,что берег охраняют морпехи, но они ушли спать и можно пройти! Хотелось на маяк посмотреть!
Дед засмеялся и подозвал меня к себе
-А мы тут рачков ловим - сказал он, протягивая сачок.
Я посмотрел на улов, а затем подошел к девочке и спросил, как её зовут
-Аня - ответила она и показала мне баночку с рыбками, - Смотри, что у меня есть!
-Ух ты! Какие маленькие! - воскликнул я.
-Вот эти колются - указала она на"шарики"морских ежей на дне баночки и достала одного.
-Не больно ручками брать?
-Неа, я  привыкла!
Я снова обратился к деду, -А Вы тут работаете?
-25лет живу и работаю - ответил он и закинул сачок.
-Какая здесь красота!
-Кача, Ялта, Стамбул... - оживился старик, рукой  указывая в нужном направлении - Пару дней назад мужика в лодке в сторону Качи унесло, а мы в прошлом году вчетвером целый час напрасно гребли....
-Внучка тоже с вами живет? - поинтересовался я и посмотрел на девочку
-Вся наша семья тут проживает...дочка  в городе работает... - пробормотал дед и задумался.
Тут мне вспомнилась одна заметка о том, что устроившись на маяк, отсюда не уходят....здесь вырастают дети...многие из них навсегда остаются на маяке, продолжая семейные традиции...
-Смотрите, рапаны! - воскликнул я, увидев несколько раковин у самого берега.
-Мелочь! Мы вот ТАКИХ доставали! - начал хвастаться дед.
Я понял, что у него в запасе много разных историй, но решил вернуться к главной теме:
-А на маяк можно подняться?
-Только с разрешения начальника!
-Жаль
Открытое  море производило неизгладимое впечатление, тут и там плавали небольшие медузки, на камнях, распустив клешни, грелись крабики, вдыхая удивительно чистый воздух, я не переставал любоваться красотой мыса херсонес...
-Деда, ты поймал? - донеслись до меня слова Анечки.
-Поймал, поймал!!!
Дедушка подошел к внучке и она вынула улов.


-Ну что - пойдем домой сходим? - спросил он у Анечки
-Пойдем...
По дороге домой девочка болтала не переставая:
-В следующий раз мы в лодке поплывем, -она остановилась и сорвала несколько одуванчиков, - и маску возьмем...и трубку...и ласты
Тут мы с дедушкой рассмеялись...
-2,5 года! Насмотрелась! - воскликнул дед.
-Морячка))
Мы подошли к двухэтажному зданию и дед попрощался
-Спасибо! Всего хорошего! - ответил я.
-А кто этот дядя? - спросила Анечка у деда.
-Просто хороший человек - ответил он.

На воротах КПП сидел парнишка и читал газету, я прошел мимо, а он  на меня даже не взглянул.
Я покидал маячный городок в прекрасном настроении. Отправляясь к главной цели моего путешествия, удалось не только побывать на закрытой территории, но и побеседовать с местными жителями. Как хорошо, что они мне повстречались - без них эта история была бы неполной. Дедушка оказался очень добрым,"просоленным"человеком и девочка очень понравилась - эдакая маленькая морячка, живет в удивительной атмосфере на маяке, вдалеке от городской суеты в своем, обособленном мире, наполненном сказочной романтикой....




Далее я оказался на территории запасного аэродрома"Херсонес" ВВС ЧФ РФ и увидел следы гоночных машин"Автоэкзотики 2010"

Интересную статью о событиях на полуострове читайте в статье  Гонки на костях









Памятник авиаторам - защитникам Севастополя 1941-42гг
































Вечная память...

image Click to view

image Click to view


Маршрут моего путешествия



посмотреть на карте

Херсонесский полуостров хранит множество тайн и я сюда еще вернусь.
ROUTIR 2010 ©
Источники:
lighthouse21v.narod.ru/s24.html

www.nkj.ru/archive/articles/15565/

pda.sb.by/post/46678/

sevfront.ru/news.php

flot2017.com/file/show/other/11422

www.liveinternet.ru/users/tatasoz/post136794033/

севастополь, херсонесский маяк, херсонесский полуостров

Previous post Next post
Up