Принятый на днях Верховной Радой Украины законопроект №3879 затрагивает многие аспекты общественной жизни. Если попробовать выразить смысл этого законопроекта максимально коротко, то получим примерно такое: «более жесткая регламентация и более жесткая ответственность».
Исходя из системного толкования норм законопроекта, которые дополняют Закон Украины «Об информационных агентствах», любой интернет-ресурс, который создает собственный новостной контент (а не дублирует содержание печатного СМИ, не является ресурсом государственного органа, или посвящен новостям конкретной организации (предприятия), направлен на реализацию товаров (работ, услуг) конкретного предприятия, или является частным ресурсом, не направленным на оказание информационных услуг) признается «Информационным агентством».
Такое агентство подлежит обязательного государственной регистрации на протяжении 3 (трех) месяцев с момента вступления в силу данного законопроекта (с момента публикации в официальном государственном СМИ «Голос Украины»). Если на протяжение этого срока интернет-ресурс не получит официальный статус «Информационного агентства», то Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере связи и информатизации (далее - Комиссия) своим решением может обязать операторов телекоммуникаций ограничить своим потребителям доступ к такому интернет-ресурсу.
Поэтому первый риск, с которым столкнутся собственники информационных ресурсов, - это сложность регистрации в качестве информационного агентства. Хотя законодательство не предусматривает особенно сложной процедуры регистрации или многих причин для отказа в ней, практика этого процесса может быть разной.
Второй риск, с которым столкнутся собственники уже зарегистрированных «информационных агентств», - это блокирование доступа к ним также на основании решения Комиссии, если агентства будут распространять информацию, которая «противоречит закону».
Если ресурс будет работать без регистрации, это может привести к привлечению его собственников к административной ответственности. Возможные санкции - от 600 до 1000 не облагаемых налогом минимумов (необлагаемый минимум равняется 17 грн), а в случае совершения такого правонарушения повторно - от 1000 до 2000.
Сейчас новый закон не дает возможности для блокирования интернет-ресурсов, которые находятся на иностранных серверах. Поэтому наиболее вероятным путем обхода данного закона будет размещение интернет-ресурса на иностранном сервере.
................................
Пока не совсем понятно, что представляет из себя формулировка"новостной контент" и можно ли к ней отнести фоторепортажик о лебедях или визите в Севастополь иностранного судна, но сама необходимость регистрации "информационного агентства" простым пользователям живого журнала - как пятое колесо на телеге - накладно и крайне неудобно)))