бедные дети

Jul 07, 2008 19:35

Мы удивляемся, каким модификациям подвергают тело народы Африки или Ю-В Азии. Однако и европейцам, оказывается, подобные вещи не были незнакомы. Далее - обширная цитата о том, что проделывали французы.

Тельце новорожденного воспринимали как нечто незавершенное, не закончившее формироваться. Взрослым полагалось довершить то, что не успела природа к моменту его рождения.
Такому "довершению", "доделыванию" подвергались определенные части тела: череп, нос, уши, язычок, руки и соски на груди у девочек.
Наиболее сложно и трудоемкой была еще галло-романская традиционная процедура деформации черепа, практиковавшаяся до конца XIX века (в Нормандии этот обычай исчез к середине XIX в., в Пуату и Лангедоке сохранялся дольше).
Во Франции доминировали две модели черепа - длинный и круглый. "Длинный" тип имел четыре разновидности: тулузская, сан-годенская, пуатвинская и нормандская. Ремоделяций черепа достигали с помощью перетягивания головки новорожденного лентами из холста, шнурами, кожаными ремнями, носовыми и шейными платками. Такую повязку ребенок носил долгие годы, а женщины иногда и всю жизнь. Практика вытягивания черепа, особенно на юге, была основана на представлении об интеллектуальном, моральном и эстетическом превосходстве долихоцефалов. Позднее стали считать, что массирование головки новорожденного с целью придания ей удлиненной формы предохранит его от менингита.
В Бретани выражение "faire la tête" (сделать головку) означало придание ей округлости, что достигалось специальным массажем повитухи. Особенно важной была эта процедура для девочек: считалось, что на круглой голове красиво смотрится прическа. В Гаскони круглоголовость достигалась специальными способами укладывания ребенка в колыбели, которая имела плоское изголовье. В нем имелась полость, в которую помещалась головка. Люлька имела кожаные петли, в которых закреплялся платок, фиксировавший положение головы.
Деформация черепа (особенно по "длинному" типу) влекла за собой изменение формы ушей: они становились сплющенными и прижатыми к голове.
Изменение формы черепа влияло также и на кости носа: уплощение лба под стягивающей лентой приводило к выступлению и искривлению костей носа. Нос "формировали" и нажиманием пальцев на еще хрупкие хрящи новорожденного, а кроме того, прищипывали и кончик, чтобы нос был остроконечным.
Девочек с рождения готовили к роли кормящей матери - акушерка слегка оттягивала соски на груди у новорожденной, своим ртом имитируя сосание.
"Отделке" (особенно в районе Пуату) подвергали и руки малышей. Кормилицы и матери несколько раз в день поднимали пальцы ребенка, как будто он держал яблоко. Такая рука у взрослого мужчины называлась "бросающая кеглю".
Девочкам старались сделать ямочки на щеках, что считалось красивым.
Иногда новорожденному подрезали "уздечку" под язычком, чтобы обеспечить ему дар хорошей речи. Повитуха (иногда и матери) делала это ударом ногтя. В некоторых областях, например в Провансе, эту маленькую операцию осуществлял специальный человек, получавший в качестве символического подарка 25 сантимов, причем эту монету обычно просверливали. Чаще мембрану подрезали позднее, тем детям, которые долго не начинали говорить. Такого ребенка вели к принимавшей его повитухе, обязательно оплачивая ее услуги пятью су, в противном случае ребенок мог стать болтуном.
Кроме того, тело ребенка стремились улучшить "выравниванием" бугров, складок, растяжением, вытягиванием. Большую роль здесь играло пеленание. В большинстве районов младенцев пеленали туго, иногда всё тельце до самой шеи крепко перевязывали лентами, не допуская свободы движений; такая процедура практиковалась от одного до восьми месяцев. Постепенно пеленание становилось менее тугим и менее полным.

Любарт М. К. Народы Франции // Рождение ребенка в обычаях и обрядах. Страны зарубежной Европы. М.: Наука. 1999. С. 225-226.

etnografía

Previous post Next post
Up