Плутарх Изречения Спартанцев

Oct 21, 2019 22:43

Спартанских царей:

При Аге­си­лае нахо­дил­ся муд­рец Ксе­но­фонт, и царь уде­лял ему боль­шое вни­ма­ние. Он побудил Ксе­но­фон­та вызвать к себе сыно­вей и вос­пи­ты­вать их в Спар­те, чтобы обу­чить луч­шей из наук - уметь повеле­вать и под­чи­нять­ся.
(то же, другая версия)
На вопрос, что имен­но боль­ше все­го изу­ча­ют в Спар­те, он отве­тил: «Нау­ку повеле­вать и под­чи­нять­ся»

Антиох, в быт­ность эфо­ром, услы­хав, что Филипп дал мес­сен­цам зем­лю, спро­сил: «Дал ли он им так­же силу, чтобы, сра­жа­ясь, ее удер­жи­вать?»

Образ жиз­ни Аге­си­лая ничем не отли­чал­ся от обра­за жиз­ни его сото­ва­ри­щей: он вел про­стую жизнь, воздер­жи­ва­ясь от пьян­ства и пре­сы­ще­ния. Агеси­лай не при­зна­вал сон сво­им гос­по­ди­ном и отда­вал­ся ему лишь тогда, когда это допус­ка­ли обсто­я­тель­ства.
Подоб­ным обра­зом он отно­сил­ся и к жаре и к холо­ду: он как никто умел поль­зо­вать­ся пре­иму­ще­ства­ми всех сезо­нов, а не зави­сеть от них. Его ложе ничем не отли­ча­лось от посте­ли вои­нов, и он спал в палат­ке, сто­яв­шей посреди пала­ток осталь­ных вои­нов.

Аге­си­лай посто­ян­но повто­рял, что тот, кто сто­ит во гла­ве, дол­жен пре­вос­хо­дить осталь­ных не изне­жен­но­стью и рос­ко­шью, но храб­ро­стью и муже­ст­вом. Когда его спра­ши­ва­ли, что самое важ­ное дали зако­ны Ликур­га Спар­те, он отве­чал: «Пре­зре­ние к удо­воль­ст­ви­ям».
Одно­му чело­ве­ку, удив­ляв­ше­му­ся про­сто­те одеж­ды само­го царя и осталь­ных спар­тан­цев, Аге­си­лай ска­зал: «Так ведь этот образ жиз­ни - поч­ва, на кото­рой воз­рос­ла наша сво­бо­да».

Про­хо­дя мимо стен Корин­фа и рас­смат­ри­вая высоту, проч­ность и про­тя­жен­ность стен горо­да, Агид спро­сил: «Жен­щи­ны что ли живут в этом месте?»
(то же, другая версия)
Раз кто-то пока­зал Аге­си­лаю высо­кую, хоро­шо укреп­лен­ную сте­ну горо­да и спро­сил, нра­вит­ся ли она ему. «Кля­нусь Зев­сом, - ска­зал царь, - сте­на пре­крас­на, но она долж­на окру­жать город, где живут не муж­чи­ны, а жен­щи­ны»

Раз при Ман­ти­нее Агида уго­ва­ри­ва­ли не всту­пать в бит­ву с пре­вос­хо­дя­щим про­тив­ни­ком, он же ска­зал: «Кто хочет повеле­вать мно­ги­ми, тот дол­жен и со мно­ги­ми сра­жать­ся»

Аге­си­лай гово­рил, что жите­ли Малой Азии - никуда не год­ные сво­бод­ные граж­дане, но как рабы они пре­вос­ход­ны.
…как рабы они пре­вос­ход­ны. - Такая оцен­ка ионий­цев вос­хо­дит еще к Геро­до­ту (IV 136 сл.), кото­рый рас­ска­зы­ва­ет, что во вре­мя похо­да Дария на ски­фов пер­сы ока­за­лись отре­зан­ны­ми на север­ном бере­гу Дуная, но ионий­цы пере­пра­ви­ли их через реку и тем спас­ли сво­их угне­та­те­лей от неми­ну­е­мой смер­ти. С тех пор ста­ло при­ня­то назы­вать ионий­ских гре­ков негод­ны­ми сво­бод­ны­ми, но пре­дан­ны­ми раба­ми. Плу­тарх при­пи­сы­ва­ет эту харак­те­ри­сти­ку то Аге­си­лаю (Изр. царей, 190 F), то Кал­ли­кра­ти­ду (см. ниже, 222 E).

Кто-то попро­сил Аге­си­лая напи­сать его дру­зьям в Азии, чтобы те хоро­шо при­ня­ли пода­те­ля пись­ма и оце­ни­ли его досто­ин­ства. «Но зачем, - спро­сил Аге­си­лай, - мои дру­зья посту­па­ют спра­вед­ли­во и хоро­шо и без моих писем».

приходится остановиться, не копипастить ж всё)

Цитаты

Previous post Next post
Up