«Здесь поко­ит­ся Ватия».

Jul 07, 2018 01:00

Сенека о самостоятельности буквально, делах, жопе фрустрации и безделии.

Я как раз вер­нул­ся с про­гул­ки в носил­ках; впро­чем, если бы я столь­ко же про­шел пеш­ком, уста­лость была бы не боль­ше. Когда тебя подол­гу носят, это тоже труд и, вид­но, еще более тяже­лый из-за сво­ей про­ти­во­естествен­но­сти. При­ро­да дала нам ноги, чтобы мы сами ходи­ли, и гла­за, чтобы мы сами гляде­ли. Изне­жен­ность обрек­ла нас на бес­си­лие, мы не можем делать то, чего дол­го не хоте­ли делать. <...> По при­выч­ке я стал ози­рать­ся вокруг, не най­дет­ся ли чего тако­го, что пошло бы мне на поль­зу, и взгляд мой упал на усадь­бу, когда-то при­над­ле­жав­шую Ватии. В ней он, бога­тый, как быв­ший пре­тор, и ничем, кро­ме без­де­лья, не зна­ме­ни­тый, соста­рил­ся, почи­та­е­мый за одно это счаст­лив­цем. Ибо вся­кий раз, когда кого-нибудь топи­ла друж­ба с Ази­ни­ем Гал­лом, либо враж­да, а потом и при­язнь Сея­на (и заде­вать его, и любить было оди­на­ко­во опас­но), люди вос­кли­ца­ли: «О Ватия, ты один уме­ешь жить!» А он умел не жить, а пря­тать­ся. Ведь жить сво­бод­ным от дел и жить в празд­но­сти - не одно и то же. При жиз­ни Ватии я не мог прой­ти мимо этой усадь­бы и не ска­зать: «Здесь поко­ит­ся Ватия». Но фило­со­фия, мой Луци­лий, вну­ша­ет такое почте­ние и свя­щен­ный тре­пет, что даже сход­ство с нею, пусть и лож­ное, при­вле­ка­ет людей. Чело­ве­ка, сво­бод­но­го от дел, тол­па счи­та­ет доб­ро­воль­но уеди­нив­шим­ся, без­мя­теж­ным, неза­ви­си­мым и живу­щим для себя, меж­ду тем как все эти бла­га нико­му, кро­ме муд­ре­ца, не доступ­ны. Этот, живу­щий в тре­во­ге, неужто уме­ет жить для себя? И, самое глав­ное, уме­ет ли он вооб­ще жить? Кто бежит от дел и людей, неудач­ли­вый в сво­их жела­ни­ях и этим изгнан­ный прочь, кто не может видеть дру­гих более удачли­вы­ми, кто пря­чет­ся из тру­со­сти, слов­но роб­кое и лени­вое живот­ное, тот живет не ради себя, а - куда позор­нее! - ради чре­ва, сна и похо­ти. Кто живет ни для кого, тот не живет и ради себя. Но посто­ян­ство и упор­ство в сво­ем наме­ре­нии - вещи такие заме­ча­тель­ные, что и упор­ная лень внушает ува­же­ние.
Сенека "Нравственные письма к Луцилию". Письмо LV

Фрустрация, Цитаты, Шутки, Работа

Previous post Next post
Up