Недавно из Лондона приезжала моя приятельница, и мы договорились встретиться в Сан-Франциско и поболтать о переменах за последние 10 лет, что мы не виделись. Она же и нашла организацию, предлагающую
бесплатные экскурсии по Сан-Франциско. Глазеть на японский сад , слушая гида, оказалось гораздо интереснее, чем просто болтаться от куста к кусту.
Оказалось, японский сад сродни Эйфелевой башне: он тоже был построен в 1894 году к зимней международной выставке, да так и остался. Поначалу тут было временное нагромождение пагод, горшков, бонсаев и чайных павильонов, а после выставки Макото Хагивара, японский эмигрант и садовник, уговорил мэра оставить и улучшить сад, сделав его постоянным местом отдыха для горожан.
Хагивара занимался садом 30 лет, он собрал коллекцию растений, после Панамско-Тихоокеанской выставки 1915 года привез в сад декоративные ворота и китайские пагоды. Сам Хагивара жил в небольшой квартирке над выставочной галереей, в начале века мэр Сан-Франициско, не любивший японцев, не продлил его контракт на уход за садом и попросил освободить жилплощадь, Хагивара же, будучи человеком неглупым и небедным, купил участок земли за Парком Золотые ворота и построил себе там дом и садик, где стал устраивать чайные церемонии. Японский сад остался без присмотра и стал понемногу гибнуть, и мэру пришлось пойти на уступки, подписав не только пожизненный контракт с садовником, но и разрешение на перенос в сад огромного трехэтажного дома, в котором до 1942 года устраивали роскошные званые вечера. В 1942 семью Хагивара и остальных японцев выселили из города в концентрационные лагеря в Юте, дом тут же снесли, а имущество распродали. Осталась только коллекция деревьев в японском саду.
Китайская пагода законсервирована. Владельцы сада не могут решить: тратить ли деньги на ее восстановление, убрать ли вовсе или оставить, как есть.
Монтеррейскую сосну у ворот два раза в год подстригают: диаметр корней у сосен соотретствует диаметру кроны, поэтому сосна остается карликовой, вместо того, чтобы вымахать с десятиэтажку, как ее сестра за воротами.
Водопадик у пруда сначала сломался, а потом так густо зарос, что найти и починить его смогли сравнительно недавно.
Островок в пруду символизирует черепаху, камень спереди -- голова.
А этот куст был горой Фудзи, пока не погиб другой кустик, изображавший снежную вершину. Слева от Фудзи раньше был извивающийся дракон с усато-рогатой мордой, а потом один из садовников подстриг его до просто волнистых кустов, потому-то драконы -- это китч и в японских садах не встречаются.
Тут садик из трех камней, изображающий небо, человека и землю. Вокруг камней мох и три садовника регулярно, лежа на досках, выпалывают из мха траву.
Бамбуковая декоративная деталь, отвлекающая внимание посетителей от склада на заднем плане.
Рукомойник
Каменные и бронзовые фонари со свечами показывают блуждающим в ночи конец тропинки и начало газона.
Эти кусты-облака растут на месте дома Хагивары
А ворота -- единственное, что осталось от дома.
У будды на коленях сидели все дети Сан-Франциско, пока не просидели в нем дыру.
В зарослях бамбука до сих пор находят забытые скульптуры неизвестного происхождения.
Общий вид на пруд с рыбками кои, переросшими прудики своих прежних хозяев.
Казалось бы, что делают в японском саду камни из цистерианского монастыря XVI века? Их привез из Европы газетный магнат Херст, мечтавший собрать из них особняк для своей жены. Но началась великая депрессия, три корабля с разобранным монастырем несколько лет простояли в порту, пока Херст не предложил задействовать их в строительстве Египетского музея. Музею древние камни не подошли и долгое время лежали кучей у стены сада. По ним лазали дети, какой-то обормот выгрузил рядом самосвал цемента, первратив часть камней в глыбу, которой тут же начали поклоняться особо оригинальные горожане. Потом камни постепенно использовали для разных городских проектов, в том числе и для этой стенки в саду.
SF City Guides предлагает 60 прогулок по городу. Мне кажется, посетить их все и написать про них в жж -- это хороший проект на ближайший год.