Литературоведческое, бгг

Jan 27, 2025 23:16

Основная причина того, почему мне скучно листать всякую ктулхуйню, она, по сути, в том, что страх западного белого человека предвоенной эпохи, что с ним вдруг кто-то с позиции силы будет вести себя так, как он сам ведёт со всем остальным миром, на меня просто не действует ( Read more... )

Leave a comment

konnovmaksim January 27 2025, 21:58:58 UTC

Ну тут, конечно, можно поспорить. Хотя спорить можно разве что о сути страха. На мой взгляд "страх западного белого человека предвоенной эпохи, что с ним вдруг кто-то с позиции силы будет вести себя так, как он сам ведёт со всем остальным миром," - это Уэллс. Треножники, тепловой луч и все вот это вот. А Лавкрафт и предтечи его скорее о том, что (не беря в расчет всякое частное типа людоедов из пещеры или метеорита в колодце) Неведомое пугает не тем, что его, грубо говоря, много, а тем, что в какой-то момент все может оказаться совсем не тем, что мы думаем. Артур Макен/Мэйчен/Мэкен "управился" одной лишь хирургической операцией, снявшей покровы реальности, Лавкрафту потребовались Ктулху и еще целая куча Древних.

Хотя если говорить о т.с. "прикладном зле", то тут вопросов нет - согласен.

Reply

omega_hyperon January 28 2025, 06:28:16 UTC

Так у Лавкрафта Древним просто плевать на людей - бойся их, не бойся, им без разницы. Люди для них что-то вроде бактерий.

Лучше всего это в одной из частей "Путеводителя по Галактике" выражено, там была машина, которая показывает человеку его истинное место во Вселенной. Обычно всп пользователи получали такой удар по самолюбию, что умирали.

Reply

konnovmaksim January 28 2025, 08:58:33 UTC

Именно

Reply

big_lynx January 28 2025, 19:38:19 UTC
"Страшный ужас заставил похолодеть все его тело", "мы изучили пугающие наброски"
"Данфорт вспомнил некоторые выразительные рельефы Старцев (пермского периода, то есть давностью в 150 миллионов лет) и издал отчаянный крик, который истерическим эхом прокатился по сводам и древним стенам"
"Боже милосердный! Что за безумие подвигло этих нечестивых Старцев пользоваться трудом подобных тварей да еще изображать их на рельефах"
"И вновь леденящий душу, глумливый крик: «Текели-ли! Текели-ли!»"

Попытка описать ужас как-то не удается. Это скучно.
Мы испорчены фильмами ужасов - которые тоже не страшные

Reply

konnovmaksim January 29 2025, 05:26:09 UTC

Это писалось почти 100 лет назад. Лавкрафт не всем заходит. Но тут ужас-то с одной стороны у читателя по идее должен возникать от сюжета, а с другой, от осознания т.с. того, что мир, вполне возможно, устроен иначе, чем принято считать.

Reply

rottenshworz January 29 2025, 12:17:51 UTC
Осознание, что фантастику нужно писать как полноценную литературу, не делая скидок, избегая картона, и всё это вот, оно случилось чуть позже основного корпуса работ самого ГФЛ, причём не сразу, а пожанрово.

Он, в сущности, помереть успел раньше, чем Кэмпбелл начал делать писателей из Хайнлайна и Азимова.

Так что в стилистическом плане да, или чувство языка должно быть у читателя отбито наглухо, или переводчик должен за автора тащить, сглаживая в ходе своей работы совсем уж языковой пиздец.

А всплеск интереса к работам того Лавкрафта в США по загадочной случайности хронологически совпадает плюс-минус с расцветом общедоступных каждому школьнику синтетических наркотиков. Я не то, чтобы на что-то здесь намекаю =8-Ъ

Reply

konnovmaksim January 29 2025, 12:24:32 UTC

Да, насчет осознания и языка соглашусь. Насчет интереса - ну таки да, но при этом фундамент всего этого писался еще в 19 веке и имел некоторый успех.

Reply

rottenshworz January 29 2025, 12:52:14 UTC
Ну так современному пониманию вампира стукнуло примерно двести в литературе. Самому известному - порядка ста тридцати пяти, что ли. Фундамент, заложенный в XIX веке отрицать бессмысленно, там для жанра успели сделать примерно столько же, сколько Пушкин и Лермонтов для нашей литературы вообще.

Reply

konnovmaksim January 29 2025, 12:53:36 UTC

Да, все так.

Reply

big_lynx January 30 2025, 06:42:13 UTC
А кстати да. Более того, позднее это выглядело так:

- О каких именно системах речь?
- Их называют "Шогготим", или служители. Технически они являются роботами высочайшего технического уровня, сделанными из молекулярных компонентов. Они могут изменять свою форму и менять структуру материала на атомном уровне - например, разъедать его, как кислота, или выделять алмазы. Некоторые из них выглядят как тонкая дымка - доктор Дрекслер в МТИ называет это "инструментальным туманом", другие же больше похожи на маслянистую каплю. Похоже, что они могут производить новых служителей, но они не являются живыми ни в одном известном смысле этого слова. Они программируемые, как роботы, для этого используется командный язык, восстановленный по записям предшественников, которые и оставили там шогготов. Большую партию вывезли с Экспедицией Молотова в 1930-м

Reply

rottenshworz January 30 2025, 19:48:45 UTC
Тут, правда, стоит уточнить, что Стросс тоже благополучно запутался в своём творчестве и самый большой его цикл на эту тему заканчивается буквально анекдотическим "Гэндальфа в президенты!" - только с поправкой на то, что дело происходит в Соединённом Королевстве, а сажают на трон какой-то умеренно людоедский оккультец.

Чем многие интересные моменты цикла очень сильно испорчены.

Reply

big_lynx January 31 2025, 06:20:36 UTC
Что, кстати, подтверждает переход с "ой ужос-ужос, панически боюсь надписи на стене" к прагматически-потребительскому подходу.
Я вот до конца не понимаю, почему этот переход произошел... По Киплингу "Прощай, романтика" ?

Reply

rottenshworz January 31 2025, 23:07:40 UTC
Ну это чистый технический просчёт автора. Он громоздил какие-то интересные сами по себе элементы в кучу, и получился ворох относительно приличных, а местами откровенно крутых романов, который при этом не особо имел общую связность и спланированную заранее развязку. Плюс долгая работа неминуемо ведёт к размытию исходных посылок и дрейфу авторского внимания к другим акцентам и нюансам текста.

Reply


Leave a comment

Up