Ну что, посмотрел я этого вашего "Бэтмена", и...
...в общем, это лучший "Бэтмен". Смотрел я его да, чтобы кукухой не улететь, и смотрел, разумеется, в камрипе, потому что иначе никак, но это всё равно самый лучший "Бэтмен".
(Картинка, чтобы была картинка. Ну и лишний раз на Кисуню полюбоваться.)
1. Для начала кто-то очень умный (но мы знаем. что зовут его Мэтт Ривз) вспомнил, что комикс всё-таки родом из нуара, а не боевика, и потому надо снимать детектив с загадками (разумеется - Загадками, Уходящими В Дальнее Мрачное Прошлое), а не мордобиловку со вкусом школьной философии. Нет, и мордобиловка, и погони, и всякое такое тут тоже есть, но они, мягко говоря. не главное в фильме - хоть и чертовски красивое (да, это даже в камприпе видно).
1.1. И они сумели сделать совершенно невероятную штуку - безо всяких швов запихнуть атмосферу и логику классического нуара 30-х в современные реалии. "Как родное, как влитое".
2. Он же, умный, понял ещё одно главное: главные злодеи - это не пафосно раскрашенные колуны, а сам Готэм. Не посланники хаоса и не уличные банды портят город - город изначально испорчен и коррумпирован снизу доверху, город сам и порождает, и поддерживает преступность, финальный босс Бэтмена не хитроумный злодей, а система.
2.1. И тут - ДА ДА ДА НАКОНЕЦ-ТО - устраивается разгром главной бэтмановской легенде - о "порядочных миллиардерах Уэйнах": не бывает там, что весь город дрянь и только Уэйны хотят добра и света, и в фильмы Уэйны (и Аркхэмы, хи-хи) оказываются замазаны по уши. Великолепна сцена, когда Альфред пытается лепетать "Твой отец был прекрасным человеком, он хотел защитить твою мать", а ты знаешь уже, что за "защитой" Томас Уэйн обратился к мафии, что из-за него грохнули репортёра, что его знаменитый благотворительный фонд работал как общак для коррупционеров и что убийство родителей - да, и этого тоже не пожалели! - было этапом разборок за пост мэра Готэма.
3. Фантастическая удача фильма - Загадочник и его команда. Да, разумеется, это более чем прозрачная (и точная - интеллектуал-двачер плюс любители винтовок) отсылка к альт-райтам, но ВНЕЗАПНО они ни разу не карикатурны, они не пишут у себя на лбах "мы злые расисты-фошисты", а мотивация антигероя-Бэтмена - месть - тупо не в состоянии сравниться с мотивацией Загадочника, который действует, безо всякой иронии, во имя великой справедливости (ещё одна гениальная сцена: Бэтмен орёт ему "Какая справедливость, ты же просто псих!" - и выглядит в этот момент попросту жалко).
Когда Загадочник издевательски называет Бэтмена "сиротинушкой", объясняя, что сиротство при Альфреде и миллиардах (да, снова не пожалели легенду) и сиротство в детдоме (ха-ха! в УЭЙНОВСКОМ детдоме) вещи абсолютно разные - он прав. Когда он раскручивает (не Бэтмен! Загадочник!) коррупционные схемы - он прав. И единственное уязвимое место - он с ходу решает "Тут уже ничего не спасти - господь, жги!" и переходит сначала к индивидуальному, а потом и к массовому террору - и вот это уже фатально, вот тут-то он Бэтмену и проигрывает раз и навсегда (потому что Бэтмен тщательно следует канону "Я никогда никого не убиваю" - и это оказывается очень важным).
Словом, офигенно вышло. И, кстати, его лишили зелёного костюма - тут ВСЕХ лишили привычных костюмов... ну. кроме Бэтмена, ессно.
4. Гики-хейтеры, требовавшие убрать Паттинсона с роли, могут идти в лес, найти там горящую машину, сесть в неё и сгореть.
Во-первых, Паттинсон изумительно сделал то, что хорошо удалось Китону и что нахрен провалили Бейл и Аффлек - он радикально развёл Уэйна и Бэтмена. Нет, Бэтмен это не Уэйн, просто в маске - это два абсолютно разных человека: Бэтмен старше, умнее, увереннее и начисто лишён ПТСР, костюм - не маскировка, а преображение.
Во-вторых, он наконец-то чертовски убедителен: да, ТАКОЙ Уэйн может додуматься до, прямо скажем, весьма нелепого облика (чтобы в 21 веке надеть фапотьку с ушками, нужны серьёзные причины - и Ривз подумал об этом, а не стал отделываться привычным "Ребята, таков канон!") и идти мстить; да, ТАКОЙ Бэтмен может отрефлексировать месть и отказаться от неё.
4. Поскольку соревноваться с Дэнни ДеВито было бы глупо, Пинвгина лишили всего, кроме скверного юмора и места в мафиозной иерархии - зато уж мафиозу из него сделали просто эталонного, все "Подпольные империи" и "Сопрано" отдыхают нахрен: ЭТОТ Пингвин шагнул к нам не меньше чем прямиком из "Крёстного отца", одновременно оставшись таки да, комиксным Пингвином.
(Но как Фаррелла отъели и загримировали - это ж просто песня!)
И да - кажется, с ним была первая бэтмановская погоня, в которой главным был НЕ Бэтмен, хе-хе.
5. Кисуня, ах! Честно, ждал только пластики и боевого балета, а получил сверх того очень цельный и продуманный образ. Ривз убрал привычное коварство и амбивалентность, убрал (ура) воровские мотивы (оставив навыки), вручил зеркальное отражение бэтмановских мотиваций - защиту и месть, и получилось да, "АХ!"
И ещё там офигеннейший трюк с постоянно меняемыми париками, которые меняли её до неузнаваемости - да, у неё принципиально другая маска: ждёшь костюмности, а костюмность заточена под практичность (эх. вот только каблуки подвели).
6. Полицейская массовка. которая отдельный персонаж. Никогда не видел такой восхитительно продажной полиции: обычно-то идут по принципу "паршивая овца в стаде", но тут настоящий Готэм, а потому продажна примерно половина (ага, сделай больше - и выглядело бы карикатурой), и эта половина равномерно так распределена по всем отделам и званиям, а когда Гордон собирает "ну точно самых верных" для ареста Фальконе - среди них можно углядеть одного из команды Загадочника.
Потому что да, система.
6.1. И ух как показаны взаимоотношения Бэтмена с полицией: там его знают, там его страшно не любят, откровенно побаиваются, но не арестовывают, т.к. прицепиться не к чему, и злобно терпят (до поры до времени) его присутствие на местах преступления.
7. Две вещи, которые правильней всего сделали в сюжете: отвязали его от Расширенной вселенной ДиСи и плюнули на предысторию (ну серьёзно - что, никто не знает, что там было? все знают), сразу перейдя к "Второй год мстил Бэтмен супостатам..."
8. И по мелочи:
- самой коррумпированной темой в Готэме является реновация (я орал, конечно);
- есть чисто нуарный юморок про тупых охранников в клубе;
- обидно провалили Альфреда (он никакущий, а мы-то помним офигенную роль Джереми Айронса!) - правда, это единственное, что провалили;
- есть сценка, в которой Гордон и Бэтмен чисто по-комиксному чувствуют себя полными идиотами;
- да-да, в финале на 15 секунд мелькает тень Джокера и раздаётся ХАХАХАХАХАХАХА.
Summary: Это абсолютный шедевр, и я жду обещанные сиквелы. Если Ривз сможет вписать в такое Джокера - уйдёт в гении и супербизоны.