"Chernobyl/Чернобыль", е1-4, 2019.

Jun 03, 2019 01:51

Ну что, посмотрел я этот ваш "Чернобыль" (пятая серия будет завтра, но спасибо, вполне достаточно).

И...

Но давайте сразу: забудем про всю клюкву и про всё "на самом деле было не так". Посмотрим на сериал чисто как на сериал.

Так вот: это крайне дерьмовый сериал.



Но для начала - "плакатный" кадр. Увы, тут их почти нет - это самый некрасивый сериал о технокатастрофе.





Итак, всё-таки то хорошее, что в сериале есть: антураж. Реально грандиозная и тщательная работа декораторов, гримёров и прочего тех.персонала. От алоэ на подоконнике в лабе я чуть не заплакал - насколько это узнаваемо.

Увы, но это приедается к середине второй серии. А всё остальное в сериале...



Итак, первая и моментально бросающаяся в глаза проблема - чисто сценарная. Развитие сюжета идёт по принципу "падающих наковален": У нас есть проблема А - мы решили проблему А - но тут появляется проблема Б - мы решили проблему Б - но тут выяснилось, что есть проблема С - и т.д., пока не затошнит.



Вторая проблема, куда хуже: похоже, сценарий писали несколько человек, которые не дали себе труда согласовать между собой свои работы. Отличный пример - Горбачёв в е2 и е3.

Отставим в сторону IRL, что никто не стал бы обращаться к генсеку с вопросом о "чернобыльских дайверах" - это не тот уровень, а если б обратился - Горбачёв вы просто послал по матушке, и был бы прав; отставим, что из "дайверов", вопреки страшилкам сериала, умер только один, и тот аж в 2005-м. Но ёлки зелёные! В е2 Горбачёв руками и ногами отбрыкивается от ответственности за гибель 3 человек, а в е3 преспокойно говорит - ну, десятки тысяч погибнут, что уж тут... Эй! вы не хотите хоть как-то объяснить эту удивительную метаморфозу? Нет, вам это и в голову не пришло.



Или, скажем, Щербина. Полторы серии нам объясняли про удивительную некомпетентность "аппаратчиков". Затем типичный аппаратчик Щербина демонстрирует удивительнейшую компетентность, с лёгкостью за считанные часы решая сложнейшие задачи вроде "Как эвакуировать 50-тысячный город" или "Срочно достать смесь песка с бором, 5.000 тонн".

Ну т.е. мы-то знаем, что IRL Щербина был неплохим, мягко говоря, управленцем и дофига чем рулил - от ж/д перевозок во время ВОВ до нефтеносных районов, но блин - в сериале об этом ни слова. И некомпетентный аппаратчик за 5 минут экранного времени ставится сверхкомпетентным - потому что это по сюжету понадобилось.



Проблема третья и, видимо. главная - невероятная, зашкаливающая пошлось и беспомощность тех сцен, которые явно задумывались как ударные.

Первая серия заканчивается моментом "бегут ничего не подозревающие школьники, и тут падает мёртвая птичка". Не знаю, как вам, но для меня это как начинать роман фразой "Дул ледяной пронизывающий ветер". Ребята дорогие, это катастрофа.



Министр прилетает на шахту в светленьком костюме. Ладно, опять же отставим то, что реальный Щадов работал на шахте с 15 лет и прошёл всю цепочку от работяги до министра - но: неужели кому-то с ходу не ясно, что сейчас этот светленький костюмчик заляпают непочтительные горняки?



При этом сами шахтёры, конечно, неплохие... были бы, если б не были стандартной клюквой "простой хороший русский", т.е. такими вот звероватыми пролами, "дикими, но симпатичными".

Снимать в 2019 году типаж "благородный дикарь" - это, знаете ли, слегка перебор.



И ложка дерьма поверх этого торта - призванный на зачистку мальчик не может выстрелить в собачку (а потом мрачно пьёт водку с бывалыми напарниками, прошедшими Афган). Подскажите, пожалуйста, скалько раз в мировом кино встречался этот "мальчик-который-не-может-выстрелить" - двести? триста? Это ж такие "ботиночки Рязанова", от которых скулы сводит. Это студенты ещё на втором курсе учат. Эй, НВО, у вас там вообще кто в режиссёрах-то, а?

Но едем дальше.



Проблема чертвёртая - общая занудность мощностью в полтора тарковских (подчёркнутая электронным саундтреком - давно не встречал такого поганого OST, даже был вынужден временами вырубать звук и смотреть "в немую", благо всё равно актёрская игра не того уровня, чтобы за интонациями следить). Когда Легасов первый раз хмурился и мял лицо - это было неплохо, но когда он это делает серию за серией, лишь изредка вмешиваясь в ход сюжета - ну блин, лучше б вы полный метр сняли, чем это.



Проблема пятая - нет, я не поверил своим глазам: они и вправду сняли развязку "О проблеме знали, но скрывали". Правительственная, на секунду. комиссия действует так, будто у нас тут "Секретные, мать их, материалы", для чего в сюжет воткнули некую Ульяну Хомак - исключительно для того. что ну должна же быть в этой компании умная Дана Скалли, чья работа - тайком пробираться к охраняемым выжившим и расспрашивать их об аварии!

И, конечно, КГБ. Но блин, даже клюквенный КГБ мог быть чорной-пречорной организацией с самыми гнусными целями - но он был организацией с целями! Здесь же КГБ - просто вредительская сила, которая вредит. потому что должен же кто-то вредить - и безо всякой внятной цели. Персонажи с распахнутыми глазами бормочут о "государственной тайне" - при этом никто толком не удосужился даже сформулировать, в чём, собственно, эта "государственная тайна" заключается.

Тут снова IRL побоку: понятно, что Легсов, как первый замдир ИЯЭ, двери к любым ядерным секретам распахивал ногой, потому что это были его собственные ядерные секреты, и что работа комиссии по расследованию причин катастрофы занималась отнюдь не шухеримыми опросами Дятлова - чёрт с ним, с IRL, но блин, вы можете создать хотя бы видимость интриги, а? Вы можете не таскать на экран провельные сценарии, нелогичных персонажей, засаленные штампы и прочий мусор?

Не могут.

Summary: Всё очень, очень печально. Прости нас, Майкл Крайтон, мы всё проебали.

взорвать и разровнять!, сериалы, кинематография

Previous post Next post
Up