(Книгу можно
купить здесь; на всякий случай:
первая часть,
дилогия целиком)
(Тут такая обязательная вводная, но я эту вводную опущу, ОК? "Читатели джва года с нетерпением ожидали выхода новой книги культовой волгоградской писательницы Расселл Д. Джонс, работающей в непривычном, но уже полюбившемся публике жанре социальной феминистской фантастики... новая встреча с полюбившимися героинями... продолжение захватывающих приключений... неожиданный взгляд... раздвигаются рамки авторской вселенной..." и т.д. - сами всё знаете, так что я время буду тратить?)
1.
Первая книга была тортослайсом.
Нет, конечно, и мир был слегка непривычен (для тортослайса - очень слегка, на уровне "едят палочками"), и драматические события происходили, и некоторым читателям там даже с чего-то подгорело (подумаешь - мир, созданный для того, чтобы школьницы наслаждались бытием! фактически - "Как должен быть устроен мир, чтобы существование "Кеёна" в нём было правилом, а не исключением" - или вы не любите "Кеён"?! фу такими быть!) - словом, это был очень уютный и очень комфортабельный мир, с сёдзё-аем и чуть ли не миядзаковской пасторальностью.
А глупые злодеи сами виноваты.
2.
Первую книгу можно было представить сериалом от Кёто Анимейшн. Вторая книга стала хардкорным научно-фантастическим комиксом из самого сердца бесцензурной, страшной и восхитительной Атомной Эры. Воплощение всех мечтаний и всех кошмаров.
Это, с одной стороны, "будущее внуков" во всём своём блеске - с космическими полётами, искинами, генными модификациями, контролем климата, андроидами, терраформированием, эксплорингом далёких планет и совершенно искренним гимном во славу научного познания мира.
А с другой - такое же искреннее и твёрдое убеждение, что наш мир накрывается огромной медной пиздой.
3.
У меня нет под рукой справочника литературных коэффициентов, поэтому я затрудняюсь подсчитать, сколько цистерн яда было вылито на наш мир Расселл - двадцать три или же двадцать четыре? Академический вопрос.
По щщам отхватили все.
Да, отхватила немеркнущая классика вроде корпораций или "бриллиантовых мальчиков" (это каламбур такой, прочитаете - поймёте) - но отхватила по-новому и весьма изобретательно. Так же изобретательно отхватили спецслужбы (Оруэлл и "кровавая гэбня" нервно курят в сторонке: чтобы быть страшными - необязательно прям вот пытать, можно куда как хуже и эффективнее; да, "эффективные менеджеры тоже отхватили, разумеется). Отхватило стремление к комфорту любой ценой и тупая уверенность в собственной защищённости. Отхватило - внезапно! - "Давайте решим этот вопрос голосованием!" и "Я знаю свои права!" Отхватили те, кто думал, что ну уж их-то это точно не касается. И как отхватили светлые человечки в белых пальто, боже мой! - все эти спасения планеты путём раздельного сбора мусора или усыновления малюток из голодающей Африке, Расселл на них отплясалась с особенным удовольствием.
А вы думали, будто каракули вроде "Беспощадной толерантности" - это офигеть какая критика, а выбор гендера в Фейсбуке - прям вот торжество радфем? Так это у вас нормальной фем-критики никогда не было. Злой и хладнокровной. К тому же, повторю, у нас тут Атомная Эра, а потому никакого стёба и никакой насмешки: персонаж, действия, последствия.
Старая школа.
4.
Потому что яд ядом, а сюжет у вторых "Людей" превосходный.
Чистая классика: "Прилетели, строим колонию, но..." Тут одни скажут "штамп", другие "традиция", и обе стороны будут неправы: раз увлекательно, захватывающе и напряжённо - значит, правильно.
Нет, чтобы прямо вот клиффхангеров в сюжете будет ровно один, да и тот больше относится к объяснению первой части; всё остальное - та же "старая школа": развитие конфликта через акты и прояснение мотиваций действующих лиц (не помню, как оно правильно формулируется - но вы поняли, да?) - для чего Расселл пришлось выводить просто дофига очень тщательно проработанных этих самых действующих лиц, ну и Паулу Рубио.
5.
Собственно, если бы во вторых "Людях" была лишь одна майора Паула Рубио - это уже была бы великая и любимая книга.
Нет, я тут просто умолкаю. В смысле, членораздельная речь у меня заканчивается - и начинаются восторженные междометия.
Видите ли: Атомная Эра, увы, была лишена таких героинь на главных ролях - Расселл восполнила пробел, и от этого восполнения можно только восторженно орать.
Судите сами: армейская (по собственному признанию Расселл - частью списанная с Той Самой Васкез), майорские погоны, лёгкое презрение к гражданским и к бессмысленным гражданским ритуалам, серьёзное уважение к любым профи (знаете, что такое настоящая толерантность? без гримас, а реально настоящая? - вот, майора объяснит), жёсткое и чёткое управление колонистами, ненависть к политике, трезвое понимание границ своей крутизны (это особенно восхитило: никакого "круче нас только яйца", вместо этого "вот это я могу, а это не могу, а это могу. но последствия того не стоят"), нелюбовь к власти (потому что любая майора в курсе, что такое власть: это геморрой) - словом, вспомните сестрюню главгероя из хайнлановского "Тоннеля в небе", помножьте её на 200 и дайте ей 30 лет армейского опыта...
...и при этом она - безусловно главная и безусловно положительная героиня книги. И, чёрт побери, если бы в конце жизни майора сказала бы мне "Ты неплохо справился... для гражданского" - я бы заорал "Мэм! йес, мэм!" - и бодрым шагом удалился в сторону Вальхаллы.
Ну а теперь можете начинать шутить про "чёрную лесбиянку", только не советую: не стоит огорчать майору Паулу Рубио.
6.
Яд- это хорошо, и сюжет - это хорошо, но и не майорой единой.
Расселл за два года, прошедших с выхода первой книги, очень здорово прибавила в мастерстве - и смогла выдать во второй полтора десятка только основных действующих лиц: очень разных (по любым параметрам), очень объёмных (терпеть не могу это слово, но по усталости не могу подобрать что-то менее затёртое), вручила всем им по личному монологу (фишка, которая наметилась в первой книге, стала великолепным фирменным приёмом) и - нет, в итоге вы даже таких редких мерзавцев, как Занны (и старший, и младший), будете прекрасно понимать. И сочувствовать - даже мадам Димаксян, я уж не говорю о таких сногсшибательных героинях, как аристократка Сюльви Ёнссон или нищебродная технололи Ханна-Хесса Абдул.
7.
И последнее aka личное.
Расселл, спасибо за сэра Ораза Кэмпбелла. Это был охрененный финал, всегда мечтал о таком.
PS Отдельный респект художницам за обложку. И если Зоуи я представлял себе чуть иначе, то Паула и Сюльви отрисованы просто снайперски.
.