"The Death of Stalin/Смерть Сталина", 2017.

Feb 01, 2018 05:30

Кароч.

"Смерть Сталина" - это "Коэны снимают "Игру престолов" под развесистой клюквой".

И это о-бал-ден-ный фильм.



(И для начала - нельзя просто так взять и не запостить "Жукова").

Впечатления и спойлеры (внезапно, да? - в этой истории есть спойлеры!) под катом.



1. Фильм принципиально и, главное, подчёркнуто неисторичен. Не "анти-", а "не-". Здесь, по сути, нет Сталина, Берии, Хрущова, Жукова - а есть "Сталин", "Берия", "Хрущов" etc, а из собственно истории взяты лишь пара фактов - типа Берия dies, Хрущов wins.

Всё остальное - роскошная и очень-очень умная фантазия и, таки да, "Игра престолов".

2. Клюква!

Что-то нас в последнее время ею балуют: то шикарное KGB в "Формуле воды", то здешние расстрелы - тоже подчёркнуто и совершенно по-коэновски фарсовые. Нет, правда,, они смешные - что в подвалах Lubyanka, что в GULAG посреди Siberia.

Да и бытовая клюква замечательная, вроде поедающей на повторном концерте компот тётки или "Василия", который случайно разбил на самолёте хоккейную команду и в авральном режиме пытается подготовить замену - "вдруг не заметят"?

2а. Но самый суперклюквенный - это "ах, Жуков!"

Само собой, я всю дорогу не мог отделаться от ощущения, что это капитан Лорка в очередной параллельной вселенной. Когда Жуков достал из-под маршальской шинели два "калаша" и спросил "С которой из этих красоток ты будешь танцевать?" - я зарыдал и загадал желание, чтобы такой Жуков-Лорка появился в хорошей игре, хоть стратегии, хоть файтинге.

3. Собственно, сюжет, но их у нас на самом деле два.

Первый - "игра престолов", грызня за власть; события ("неисторический", ага) втиснуты в промежуток между смертью и похоронами "Сталина". "Берия" оттесняет "Хрущёва", захватывает Политбюро (очень красиво и тоже совершенно неисторично), но в день похорон проигрывает ему.

И второй - настоящий.

Потому что фильм начинается с персонажами, которые, в общем-то, одномерные маски: "Маленков" ("напыщенный индюк"), "Берия" ("палач"), "Хрущёв" ("шут гороховый"), "Молотов" ("сломленный старый партиец") и т.д.; но где-то к началу финальной трети маски размываются и исчезают, за ними открываются живые люди - и... и, в общем, лучше бы не открывались: невероятно мерзкое зрелище.

Настолько мерзкое, что на их фоне "Сталин" (маска - "мёртвый тиран"), так и сохранивший - потому что умер - свою одномерность и условность, выглядит, внезапно, очень ностальгично, едва ли не дедушкой, да, недобрым дедушкой, но с ним хотя бы поговорить можно; недаром единственная трогательная сцена в этом фарсе - домработница, желающая вызвать лежащему на полу "Сталину" врача (а ей не дают, потому что надо сначала созвать Политбюро и всем вместе решить, что делать-то).

4. Первый спойлер обеспечивает офигенный Бушеми. Его "Хрущёв" - человечек маленький, реально шут гороховый при хозяине, который по вечерам с женой подбирает шутки и анекдоты для следующего дня; о власти не помышляет, желает, в общем-то, только выжить- но его все предают, все третируют, и он, в общем-то, обречён.

И вот обречённый "Хрущёв" становится настоящим - отрывает закрытую Берией Москву, провоцируя давки и стрельбу, наваливает полторы тысячи погибших - только для того, чтобы подставить "Берию", иметь против него хоть какое-то обвинение.

И зритель от этого поворота офигевает, потому что палач-"Берия" устраивает амнистию, а шут-"Хрущёв", не моргнув глазом, устраивает бойню.

5. А второй, самый классный поворот - когда "Берия" пытается защищаться, предъявляя Политбюро их собственные замаранные по локоть в крови лапки: не я один делал грязную работу для хозяина, вы сами-то, сами...

И тогда маски сбрасывают уже всё остальные, превращаясь, натурально, в свору псов - которые на "Берию" накидываются и почти буквально пожирают; сцена с судом над "Берией" в сарае просто инфернальная - когда они, толпясь и торопясь, перекрикивают друг дружку. Это уже даже не Коэны, это чистый Кафка.

5а. Особо "Молотов" понравился. В середине фильма "Берия" возвращает ему из подвалов жену, сообщая, что та оклеветана и невиновна (само собой, перетягивая его на свою сторону); и на суде "Молотов" именно это "Берии" и предъявляет - как он посмел назвать "невиновной" врага народа, отправленного в лагеря личной "сталинской" подписью!

6. И. поскольку фильм у нас, напомню, совершенно неисторический, никакого хэппи-энда (тиран умер, народ из лагерей выпускают, живём!) здесь не предполагается. "Хрущёв", покончив с "Берией", тут же рядом с сараем выкидывает из страны "Светлану" и оставляет в Москве "Василия" - игнорируя довод "Но ведь брат тут просто споьётся до смерти!"

Конечно, сопьётся. Для того и оставляем. Расстрелов у нас не будет, но способов-то много.

7. И суперская финальная сцена, когда "Хрущёв" сидит в правительственной ложе - а за его плечом стоит "Брежнев": и у тебя, дружок, зубки когда-нибудь затупятся.

Summary: Мрачный фильм, на самом-то деле. Очень клёвый, но очень мрачный.

мастер-класс, кинематография

Previous post Next post
Up