Итак,
обещанное: заказал, оплатил, прочёл "Ветер с Востока" Руслана Бирюшева aka
ruslan_rb_kg (нет, вторую часть, "Поднимается буря", я тоже купил, но пока ещё не прочёл).
А для начала повторю свою сентенцию из ФБ: все фантасты мужеска полу делятся на две категории - те, что смотрят анимэ, и остальные, которых можно и не читать; и у тех, которые смотрят, оч-чень уж характерный взгляд на женских персонажей, потому что они прекрасно представляют, на что женские персонажи способны - хе-хе-хе!
![](https://ic.pics.livejournal.com/rotten_k/28560669/10753103/10753103_800.jpg)
(мне было лень фоткать обложку издания, а потом переносить с телефона на комп, поэтому картинка из сети)
Впечатления, спойлеры etc - традиционно под катом.
1. Начнём с печального; нет, печальное - это не про автора, это про издание и общую обстановку.
Дело в том, что Руслан написал натуральное ранобэ: вещь, по своей глубинной сути требующую и соотв. обложки, и иллюстраций хотя бы на каждой 20-й странице; увы, ранобэ у нас не в чести (по куче разных причин, в т.ч., да-да, из-за любви в бесплатному скачиванию!), и стилистика - тоже, а жаль: обложка "фанского" издания "ВсВ" куда как более подходит для повести -
![](https://ic.pics.livejournal.com/rotten_k/28560669/10753461/10753461_800.jpg)
1а. Это ранобэ, и это ранобэ, заточенное под экранизацию: чередование планов в кадрах, диалоги, характеры... в какой-то момент мне захотелось взять карандаш и ставить пометки - вот тут надо закончить вторую серию, а вот с этого начинать четвёртую etc; при этом действие не будет провисать ни на секунду - в каждой "серии" есть завязка, экшон, кульминация, развязка - нет, ей-богу, Руслан явно проигрывал у себя в голове сериал с тэгами war action drama (и сразу скажу, что это офигенный сериал).
Но у нас не снимают анимэ-сериалы.
(Ладно, всё-таки про книгу)
2. Казалось бы, совершенно безнадёжный жанровый набор: тут тебе и Российская империя, и альтернативка, и попаданцы... ан нет, всё очень мило и аккуратно, прямо-таки в духе Расёдзина: империя в духе панцуведьмовой Оруссии (только без панцу... хотя нет, с панцу, но об этом позже), альтернативка - с паром и пневматикой, а попаданцы - будни спецслужб, но никак не вершители мировых судеб (изящный оммаж к "Обитаемому острову" очень в тему: попаданцав ловят ради информации и артефактов).
3. Сеттинг, предназначенный специально для меня (личное кодовое означение - "Теркустанский экспресс"): Средняя Азия начала XX века. Да, я в детстве обожал "Джура - охотник из Мин-Архара", "Красный песок" был любимой серией "Государственной границы", молчу про "БСП" (я долго могу перечислять, но вы поняли, да?)
И тут мне всего этого выдали поварёшками с горкой.
Я млел и пищал.
3а. Тонкая материя - "колониальная тема"; с неизбежно всплывающим киплингианством (Бирюшев справляется не то что бы великолепно, но на твёрдую четвёрку: никакого "Мохаммед Хан, рисальдара сын" - всё, от киргиза до китайца, как сегодня модно говорить, субъектны: если у кого-то имеются основания любить русских - это либо личная дружба на равных, либо интерес (при этом "интерес", подчеркну, штуковина взаимно уважаемая, безо всяких "продался" etc).
4. Да-да, главное: женские персонажи.
Анимэшики - они такие, они в курсе, на что женские персонажи способны, ну так вот - получите, распишитесь. Ладно Анастасия Егоровна (кстати, она этническая немка: Бирюшев очень чётко ловит реалии РИ), но Саша aka Александра Александровна - это нечто (впрочем, очень хорошо знакомое любому анимэшнику: боевая школьница; но одно дело просто беовая школьница, и совсем другое - школьница, практически безупречно вписанная в сеттинг паропанковой империи).
4а. И обе они - в самом лучшем смысле слова натуральные карьеристки. Да, хотят отличиться и получить доступ к ещё более интересным тайнам.
4б. Ой, как Саша уделывает раз за разом Дронова - это прелесть что такое. "Вы только палец не напрягайте" (кто читал, поймёт; да, очередная офигенно экранизируемая сцена).
4в. Кстати, "Тест Бехдиль" книга проходил лех-хко!
4г. Но чтобы понять некоторые сцены - например, как Анастасия после покушения влезает в окно - требуется всё-таки немножко знать анимэ, иначе ситуацию "панцу + рубашка" вы просто не поймёте (я на этом моменте хохотал, как зарезанный).
4д. Автор употреблял феминтивы вроде "сыщица" и "стажёрка" ещё до того, как то стало мейнстримом.
5. Детализация хороша. Я после книги понятия не имею, как работает пневморевольвер, и почему это именно револьвер, но как насыпают в него пули - вижу вполне отчётливо.
Это опять тот же расчёт на картинку вместо объяснения - и да, это прекрасно.
5а. С экзотикой то же самое: автор не заморачивается на подробные объяснения национальных особенностей (при том, что действие происходит, натурально, посреди евразийского перекрёстка), а просто пользуется ими; при этом различия невероятно чёткие и ясные, ладно китайца и узбека - тут киргазские племана между собой не путаешь.
6. Сюжет, ага. Просто добротный, без "слалома" и "вотэтоповоротов", но скучать не приходится. Не детектив, нет - скорее экшон, а ещё вернее - истерн в нормальных таких традициях советского кино. Ну или "Аргеволлена", если уж мы говорим про анимэ.
Summary: Провёл за книжкой с удовольствием пару вечеров, читать продолжение буду, и да - нам нужно такое анимэ.