Ну это как всегда.
Иствуд вроде как ничего и не снимает. Хэнкс вроде как ничего и не играет. Сюжет и финал всем известны с 2009 года, а кому надо - тот и в деталях всё знает, благо, случай обсуждался у всех ЖЖ-летчиков, начиняя с Лёхи.
При этом всё вместе - мощнейшая и очень умная производственная драма с довольно-таки неожиданным выводом.
1. Вот пусть в начале будет шутка: Салли делает пробежку на фоне рекламы иствудовского же "Гран Торино". Мелочь, а приятно.
2. Что. собственно, Исвуд делает в фильме?
С ходу показывает - вот несомненный герой Чесли Салленбергер (и мы уже знаем, что он герой), а вот - комиссия
NTSB, которая до несомненного героя докапывается (причём последствия могут быть для Салли абсолютно катастрофические - отзыв лицензии и полное разорение). Всё сразу ясно.
А потом как-то выясняется. что вот нифига не ясно. И NTSB не докапывается - она точно должна знать, был ли оправдан риск посадки на Гудзон; и ах, как красиво это показано в сцене в диспетчерской: диспетчер теряет самолёт на радре - его тут же сменяют и отправляют сдавать тесты на алкоголь и накротики: да, босс и так знает, что не было ничего, он сам присутствовал при этом всём. но - надо не быть убеждённым, а знать - и в этот момент доходит, что комиссия занята ровно тем же самым. Никаких злодеев - именно такие процедуру и гарантируют безопасность.
А ещё потом выясняется, что - никаких героев. И. в общем-то. никакого чуда. Что пилот с 40-летнем стажем - профи, он принял единственно верное решение и довёл его до конца. И что кроме пилотов, это была работа сотен людей: и диспетчера, который моментально разгрёб пространство, запасные ВПП и дал "алярм" по всем; и стюардесс - боже мой, какой это был момент в салоне! когда они вдвоём не допускают среди пассажиров даже следа паники, даже намёка на панику - что тоже сыграло роль; и спасатели. которые выловили всех ("Сейчас сюда прибудут ещё парни, очень хорошие парни"), и "скорая", и даже менеджерка отеля - в общем, слаженность работы показана изумительно.
Что самое интересное - то, что сделал Салли, от этого никак не преуменьшается. Вообще. Просто нет никаких героев и нет никаких злодеев (реально - в фильме нет НИ ОДНОГО "плохого парня"), а есть люди против "очень плохого дня".
И отдельные моменты.
3. Специально смотрел: ага, Салли покидает самолёт последним - но никаких романтичных "последних взглядов". И на кадре он так, просто оглядывается, попав на борт спасательного судна: пока звонит домой.
4. Хэнкс играет о-фи-ген-но. Именно тем, что весь фильм сдержан, собран, просто делает свою работу; но когда единственный раз за весь фильм его прорывает - это потрясающе.
- Сто пятьдесят пять... сто пятьдесят пять...
Серьёзно: всего три слова, повторенные дважды, но за которые можно давать "Оскар".
5. Убийственно характерные и невероятно милые забулдыги в баре, куда заходит Салли (и там вспоминает - ещё раз - посадку; вообще очень классно, как Иствуд снял хронику происшествия, занявшего в рельности полторы минуты от взлёта до столкновения и 208 векунд - от столкновения до посадки: в несколько приёмов, с вариантами, причём до самого финала я так и не догадывался, что сцену принятия решения в начале показывали в урезанном виде)
Супер забулдыги, в общем. Учитесь, как без тени стёба и с откровенной симпатией можно говорить "социально близкий".
6. И вот это тоже прекрасно.
Как в байопике, где мужские-женские роли известны, всё-таки соблюсти гендерный баланс? Да очень просто: второй, нереально трудный вариант посадки (Салли даже с ходу не поверил, что такое вообще возможно, даже теоретически) во время имитации делает женщина в кресле КВС. Кстати, она же первая понимает, что Салли прав с "человеческим фактором" и временем на принятие решения.
7. В финале, посреди титров, показывает документальную съёмку встречи Чесли Салленбергера с пассажирами рейса. Иствуд знает, что такое "проявить уважение".
Summary: Ну гений Иствуд, что тут ещё сказать. Безупречный фильм с безупречным социальным посылом.