Ну вот этсамое, во время просмотра мувиков "Гандама" у меня возникла безумная мысль: сравнить эту вашу японскую анимацию с отечественной - благо, MSG0079 вышел примерно в то же время, что и "Тайна третьей планеты". Годы совпадают, так что почему бы и не?
(Конечно, делаем скидку на то, что MSG - для старшего подросткового, а ТТП - типично детское)
Но суть вы поняли, да? Просто представьте, что вокруг 1981-й, я тут обозреваю актуальное анимэ, вот уже про второй мувик MSG даже написал - и вдруг мне попалась советская полнометражка.
И я, естественно, восполнил пробелы.
Поехали.
Вот сразу бросается в глаза: адовый фейл на бэкграундах. Бэки абсолютно никакие.
Технодизайн нельзя назвать фейлом - про него думали и о нём серьёзно заботились; но блин! - у нас уже 1981-й, а отрисовано так, будто бы на дворе середина 50-х.
А вот чардиз прекрасен.
И микст ретро с футуризмом - очень в тему.
А, ну вот пошла красота.
Проработка персонажей - 10 из 10. Зелёный - бородатое пессимистичное моэ, и это комплимент: вы вообще часто встречали бородатых пессимистичных моэ?!
Да, читерское преимущество советской мультипликации - сэйю: задействовать на озвучку актёров класса АА+ догадаются ещё нескоро (и, добавлю, не в Японии).
Ну и, конечно, Горомозека. Уникальный персонаж - М-цундере, и не менее уникально озвученный (Ливанов умудрился предугадать интонации одновременно и Аи Хирано, и Риэ Кугимии; кто не верит - пусть пересмотрит)
Сюжет, да.
Сценаристам памятник Булычёв вооружился бритвой и безжалостно порезал свою рыхлую и филлерную "Девочку с Земли" на компактный часовой мувик. Вышло дико круто - абсолютно все эпизоды ТТП так или иначе двигают сюжет.
Верховцев - главная сюжетная удача; до самой развязки так и не понятно, на чьей он стороне.
Кстати, бэки чем дальше - тем лучше. Всё такие же устаревшие, да - но на них хотя бы можно смотреть.
Совершенно внезапный привет Японии с планеты Блук.
И снова скажу, что чардиз тут великолепен.
Внимание на монитор, за которым следит Алиса.
Да, в СССР тоже умели в пасхалки.
Вот про эту сцену я когда-то вроде уже говорил, но повторю: эталонный экшн.
Да, мульт детский, поэтому под конец есть нелепая сцена с Аливой, удерживающей одного из андроидов за ногу; но это неважно, всё равно сцена шикарна, начиная с диалога "Засада. - Настоящая? - К сожалению, да".
А попутно всплывает очередная проблема: при всех плюсах сценария, он иногда дико неряшлив, сцены стыкуются обрывочно, и я в своё лишь с третьего просмотра засёк, откуда вообще взялся штурман Басов.
Алмазная черепашка хороша тем, что тема "предательских алмазов" всплывёт отдельно.
Почти непозорный космодизайн.
Ну, это только на "детскость" списать.
Вот, кстати, с ходу-то и не понял.
Самый главный момент. отличающий MSG от ТТП: в ТТП всё действие разворачивается на первом плане, слева-справа, но никогда - дальше-ближе. Начисто отсутствует глубина кадра - кроме как в паре моментов, типа этого.
Внезапно - шикарный бэк. Устаревший, опять-таки, но даже не просто тщательный, а вот шикарный.
Лучший техноняшный момент.
Роскошная рифма "Он подсыпал вам в смазку алмазную пыль!"
Это к алмазной черепашке. да.
Да, и ещё плюс к сценарию: тут есть кетч-фраза Зелёного. Вот в MSG такого нет вообще, а "Всё это добром не кончится" - ну, сразу ясно, кто сказал.
Ну прочая способность разбираться на цитаты, конечно. "Гандамов" не цитируют.
А это ужасно. Это даже не 50-е, это совсем древность какая-то (и нет, безо всякого налёта ретро-эстетики).
Опять офигенно, самый лиричный эпизод мульта: камень-копирка.
Я гарантирую, что в СССР не было фудзёси. Поэтому тут простой сбор гербария.
Я сказал - НЕ БЫЛО ФУДЗЁСИ!!!1111
И тут в какой-то момент появляются бэки. И очень красивые, кстати.
Ещё один суперский момент - погоня за птицей.
Очень динамично сделано.
И снова прекрасно: падение Алисы показано через смену цвета небесного фона.
Нет, вот просто очень-очень сделано.
Да, рояли из кустов так и сыпятся. конечно (впрочем, нормально для, напомню, детского мульта).
Зато даже эта сцена движет сюжет.
(а ещё "Синяя Чайка" мне кажется офигенно удачным названием для легендарного космокорабля)
А вот это вообще японцы рисовали.
Продолжение (очередное) подозрений с Верховцевым.
Обалденно обыграно "движение в обратном порядке": навевает жуть.
Нет, всё-таки тут страшно плохо с техноняшностью.
Птиц мало.
Да - это, опять же, тот уникальный случай, когда движение идёт "из глубины".
А вот чем ближе к финалу - тем больше стильности.
Извините, но это безупречный кадр.
Да, пример идеально выстрелившего ружья: упомянутый в самом начале фильма корабль обнаруживается в финале.
И вот до последнего момента же, до самого конца - непонятно, на чьей стороне Верховцев.
Офигенный. опять же. момент.
Я уже говорил, что простой космозоолог Селезнёв преспокойно бился с андроидами; ну а тут простой директор музея так же преспокойно разоружает космического пирата.
И напоследок - актуальная на начало 80-х стрельба: пиу-пиувная, лазерная и неизменно мимо. Тут хоть MSG вспоминай, хоть самих Старворсов.
Summary: А очень грустно, на самом-то деле, и очень знакомо, и очень по-позднесоветски - прямо как "Буран".
Т.е. мы имеем прототип, где-то устаревший, где-то опередивший время, но, увы, главное - так и оставшийся прототипом, не вышедшим в серию. ТТП можно было бы спокойно доводить до ума, причём проблемы у неё были чисто технические - с бэками, с устаревшим технодизайном, всё это преспокойно решалось... но нет.
Мувик так и остался "первым и последним". Тот случай, когда слова "до сих пор непревзойдённый" надо считать упрёком - потому что превзойти-то могли легко, очень легко - если бы превосходили в 80-х.