(вот лень мне писать итоги осени; и, дабы улизнуть, пишу сразу итоги года)
ЧАСТЬ А: Сериалы.
I - "Best of best".
"Chuunibyou demo Koi ga Shitai!".
И субъективно, и объективно.
Субъективно, потому что наконец-то была снята апология взрослых, успешных и слегка долбанутых - т.е. на самом деле, как нам объясняют, совершенно нормальных - людей, которых достало отвечать на вопросы типа "Ты всё ещё не наигрался в своё NN?!" и "Ну когда же ты повзрослеешь?!"
(Забавно, конечно, что гимн чудаковатости снят в Японии, где чудаковатость, скажем так, не особенно в чести; с другой стороны, это совершенно логично)
Объективно, потому что Исихара - единственный на сегодняшний день вменяемый постмодернист в анимэ-индустрии. Не-не, дорогие товарищи, ПМ - это не умение вворачивать узнаваемые цитаты (сегодня это все умеют), не насмешка над канонами жанра (штуковина, популярная нынче настолько, что стала откровенной попсой) и не пресловутая "деконструкция" (загадочная фигня, про которую никто толком ничего сказать не может, и обычно заменяющая фразу "Ох ты, девочки-волшебницы могут умереть!") - и, пожалуйста, не надо посылать меня читать "Википедию", там фигня написана. А вот умение иронизировать над пафосом, одновременно нисколько этот самый пафос не обрушивая; умение не просто нагромождать каноны одного жанра на каноны другого, а сталкивать, разрушать и извлекать из обломков что-то новое; умение не процитировать, а обыграть цитату, заставить её работать как нечто собственное - вот это как раз самое оно и есть. Да, результат многих поставил в тупик невозможностью загнать себя в привычные рамки: это не комедия, хотя и очень смешно; не драма, хотя и напряжённо, и с трагедией; не пародия, хотя Исихара проехался, как Мамай по Руси, по всем знаковым вещам - от "Сэйлор Мун" до "Гиасса" (и даже до "Кеёна"); это не слайс, хотя тут школьники ходят в школу и формально этим всё и исчерпывается; и не романтика, хотя в сериале имеется одна из 3-х лучших романтических сцен года. И все эти жанровые элементы невозможно вычленить из целого - сериал совершенно слитный, без швов и заусениц.
В довершение - потрясающая графика и офигенное умение монтировать динамичные сцены. Плюс OST. Best of best, без вариантов.
"Но всё равно это немножко постыдно" (с)
II - "Это было шедеврально".
"Another".
Первый сериал в 2012-м, в котором с ходу и очень ярко проявился главный тренд года - кинематографичность. Наверное, даже наиболее ярко.
Старое доброе проклятие, старое доброе "кто умрёт в следующий раз?", гениальный манёвр с куклами, пресловутые скрипящие двери, до-о-олгие замирания с соответствующей музыкой - и куча поистине грандиозных моментов вроде упавшего стекла, замершего за дверью школьника или финального слетания с катушек (не-не, спойлерить не стану!).
Абсолютный ноль по шкале СПГС: зрителя хотят напугать - зрителя пугают. Пугают классическими приёмами саспенса, когда ситуация неопределённости и ожидания куда страшнее, чем сцена смерти, а финальное разрешение загадки заставляет хвататься за голову - ну как же так, мне же всё ясно показали, как я мог этого не увидеть?!
И лучшая рисовка за всю историю P.A. Works - вы, думаю, понимаете, что это значит.
"Mouretsu Pirates".
Я могу лишь повторить:
Это было хардкорно, как "Стартрек", и олдскульно, как "Чёрный плащ" по телевизору в воскресенье. Там были погони по подпространству и в атмосфере, парфе, Чиаки-тян, огонь из всех орудий, сёдзё-ай откровенный и не докажете, контрабанда, принцессы, андроиды, шпионаж, суперпилоты, Чиаки-тян, Время слегка попиратить! и время сдавать тесты, вопрос Кем быть? и ответ на него, лихая мама, троллящий папа, сейлор-фуку, звёздная империя, пиратское братство и, конечно же, Чиаки-тян. Это было прекрасно, и у этого будет продолжение, и если вы это не смотрели - то вы как-то неправильно жили, ну или не читали в детстве приключенческие книжки.
"Black★Rock Shooter".
Не люблю я слова "крышеснос", а напрасно: вот тут он самый как раз и есть.
Невероятный визуальный ряд - и по фантазии, и по графике, и по динамике; какие там миры и какие бои происходят в тех мирах - это действительно "кто не видел - тому не объяснить", поединки BRS с DM и STR - вообще лучшее, что я видел. Серьёзнейшее психологическое нагнетание без боязни ударить "ниже пояса" (момент, когда Сайя вполне осознанно "срывает в штопор" Ёми, заставил меня орать "Ну как так можно?!" - потому что такое обычно не то что бы не показывают - в сценариях не пишут; тут - показывают). Краткость (всего 8 серий) удерживает от соблазна "всё объяснить": многое остаётся восхитительно недосказанным.
И, конечно, неприкрытая сёдзё-айность происходящего - причём не в качестве фансервисного кунстштюка, а как необходимый элемент сюжета (да, тут ещё и сюжет есть - очень напряжённый и очень накрученный).
"Nazo no Kanojo X".
Во-первых, это было предельно реалистично, и ничего точнее о подростковой сексуальности ни в анимэ, ни где-либо ещё не снималось. Да, вот так вот категорично.
Во-вторых, это было очень странно - в том самом, замечательно-анимэшном смысле слова. Эти сны, этот танец на крыше отеля, эти ножницы, эти отстранённые интонации Микото, эта музыка, наконец - ух!
В-третьих, которое почти что "во-первых", это было очень откровенно. Не эротично, а откровенно. "Потому что с завтрашнего дня мы станем заниматься совсем неприличными вещами" - финальная фраза выражает эту откровенность лучше всего.
В-четвёртых, которое почти "во-вторых" - сама Микото Урабэ. Её очень трудно назвать "няшной", "кавайной" или "симпатичной"; она странная и именно через эту странность невероятно притягательна. Кроме того, я не знаю, как режиссёр этого добился - но он всё-таки заставил меня напряжённо охотиться за теми моментами, когда Микото внезапно становится откровенно красивой... припоминаете такое? (а если не припоминаете - что вы вообще в старших классах делали?) А, ну да, см. опять "во-первых".
В-пятых, Цубаки вполне настойчиво сливается со зрителем. Да, конечно, мечта любого режиссёра - заставить зрителя ассоциировать себя с главным героем, просто это мало кому удаётся. Вот тут вполне удалось. Да, гнусными (хех) гормональными методами (и снова см. "во-первых), но победителей не судят.
И наконец - это крайне редко бывает (хотя в этом году было дважды), но рисунок тут одновременно и олдскулен, и очень даже современен.
И совсем наконец - это бывает ещё реже, но сюжет разом и вполне предсказуем (очень чёткий романтико-канон), и очень напряжён. Нет, я не знаю, как они это сделали, сами смотрите.
"Sakamichi no Apollon".
Это был уже совершенно откровенно "многосерийный художественный фильм", снятый анимационными средствами и практически полностью свободный от любой анимэ-специфики. Так снимали, ну, итальянцы или французы в 60-х - и это шикарнейше соответствует сюжету.
Как ни странно, при достаточно крепком сюжете (хотя, конечно, концовка беспощадно втискивалась в оставшуюся серию и оттого выглядит смазанной) сюжет тут - ни разу не главное; главное - обстановка и атмосфера, попытки героев хоть как-то выбраться из вполне реальной безнадёги застывшей социальной структуры с её расписанным на года вперёд будущим. Атмосфера предчувствия личного бунта - для кого-то наступившего, для кого-то нет. Тема обретения свободы - неважно через что, хоть через музыку, хоть через секс, хоть через религию.
Снято очень круто, очень жёстко и очень по-левацки (я итальянцев уже вспоминал, да?) - при этом с невероятно лиричной сценой на вокзали или крутейшим импровизированным концертом на пару. Почти "best of best" - если бы не, опять-таки, не сюжет: финал откровенно подводит, тупо не хватило серии на закрытие (точнее - раскрытие) всех тем, и в первую очередь - бегства Каору из Токио. Жаль, конечно; но сериал из без того великолепный.
"Hyouka".
КёАни, как всем известно, признают только один жанр - "Про чудаков". Кто бы и и про что бы у них не снимал - снимать он будет про чудаков, поддерживающих ли бодрость духа в хозяйке мира, лопающих ли тортики, или как тут - выдающих "наш ответ ихнему Шерлоку".
А тут, конечно, ответ бибисишному "Шерлоку" - хотя и не только, просто это первое, что бросается в глаза: визуализация логических размышлений, сходство главного героя с сами-понимаете-кем и детективная линия как двигатель сюжета.
На сюжет откровенно не поскупились: практически ни одной скучной загадки, а две из них (ретрозагадка с названием журнала и офигенски-навороченная, с двойным дном, загадка сценария киноклуба) просто великолепны. Стори-лайн с взаимоотношениями отходит на второй план - практически до самого финала, тем не менее, продумана она никак не хуже, а уж сам финал - это вообще образец того, как надо делать романтические хэппи-энды, если не хочешь заморачиваться на принания и поцелуи.
Но всё-таки самое великолепное тут - баланс между сюжетом и визуальной частью. В графику, похоже, вложили все деньги, полученные от кеёнов - и большая часть из них пошла отнюдь не на бэкграунды или там мимику, а на раскадровки и монтаж. Особый шик - камера традиционно стационарна, никаких тебе разворотов или проходов, но вот переходы между сценами - это ого-го! Пожалуй, лучше всего этот баланс был продемонстрирован в серии с "Загадкой про странное объявление" - где всё действие совершенно по-пижонски разворачивается в одной комнате между двумя персонажами: сама загадка - не фонтан, и показывать вроде как и нечего, но всё вместе производит просто потрясающее впечатление.
И на втором месте - персонажи. На втором, потому что они живые, да - но застывшие. Хотя тут спорный вопрос - как выясняется в финале, стори-лайн именно вокруг этого и вращалась - люди, нашедшие себе комфортную нишу, вынуждены в конце концов выходить из неё и начинать куда-то двигаться... или не выходить, но этот "невыход" обходится им весьма дорого.
Хотя не стори-лайн тут главное, отнюдь.
"Lupin the Third: Mine Fujiko to Iu Onna".
И второй случай, когда олдскульная рисовка приобретает современный вид.
Собственно, и сам "Люпин" олдскулен - по слухам; не знаю, все мои попытки посмотреть старые полнометражки (даже гиблевскую) разбивались о невероятное уныние и в худшем смысле комедийность. А тут - очень смешно, очень мрачно, очень красиво.
И как раз тут ярко выделенные жанры - вот адвенчурная серия, вот - сёдзёвая, вот по "Призраку оперы" прошлись, вот по "египетской" тематике, а вот, вот и вот (да почти все такие) - изумительной красы нуар. Кровь льют хоть и не рекой, но и не стесняясь, секс - обыденность, о которой и упоминать-то смешно, хороших нет - есть только те, за которых переживаешь. Полный набор киноштампов, на анахронизмы - ноль внимания.
Синтеза, как в "Chu2", нет и не предвидится - синкретизм во все поля. Но при этом - и да, как раз это делает "Историю Минэ Фудзико" безусловным шедевром - не возникает никакой каши и сумбурности: режиссура тут холодная и точная.
"Chouyaku Hyakuninisshu: Uta Koi".
В общем-то, когда снимаешь сериал про авторов Самой Главной Японской Книги (ОК, допишу - "стихотворной антологии"), надо иметь некоторое нахальство: снимать пафосно - получишь гербарий, снимать смешно - так будет непонятно, с чего их помнят до сих пор.
Сняли красиво - грустные, по большей части, истории, перебиваемые "осовремененными" авторами, которые обыгрывают собственные каноны. Плюс оригинальная графика - "упрощённые" хэйянские фигуры в условно-театральном антураже, что, тем не менее, не помешало сделать очень выразительную мимику и жестикуляцию.
Очень здорово сделаны трактовки самих стихов - ни разу не каноничные, зато вписанные в эпизод жизни автора (впрочем, жизнеописания тоже весьма условные, та же история Мурасаки Сикибу практически полностью выдуманная). Мораль (да, тут не побоялись её сделать) нарочито современная, временами откровенно феминистская - и при этом сохраняется и уважение, и даже почтение к эпохе.
Сложнейшая задача, блистательно разрешённая.
"Fate/Zero 2nd Season".
Тут всё очень просто и говорить особо не о чём: "F/Z2" - это такой блокбастер, какими их и надлежит снимать. Не без огрехов, но внятный и увлекательный сюжет, правильная музыка, убийственно прекрасная главная героиня, обаятельные злодеи, отличная постановка боёв, трагичность/пафос/превозмогание, ну и неслабый бюджет, потраченный на размах и спецэффекты.
"Ano Natsu de Matteru".
Не, мимо этого никак не пройти.
Во-первых, тут есть замечательный и красивый сюжет про сложные и запутанные отношения, усугублённые инопланетным происхождением главной героини.
Во-вторых, эти взаимоотношения совершенно офигительно нарисованы, и в каждой серии имеется хотя бы одна шедевральная сцена выяснения этих самых взаимоотношений.
В-третьих, всё это начисто лишено надрывности и истеричности, убивающей на корню большую часть сериалов, заточенных под лав-стори.
В-четвёртых, история имеет нереальной силы финальный кадр. И это лучший финальный кадр 2012-го года.
В-пятых, там есть Лемон, которая затроллила всех вплоть до зрителей.
А всё вместе это - очень добрая, смешная и драматичная история про любовь.
"Girls und Panzer".
Тут, собственно, нечего и объяснять-то. Это идеальное воплощение самой идеи шизомилитаризма, помноженное на пафос честного спортивного состязания, помноженное на незлобное вышучивание штампов всяческих национальных особенностей.
Ещё тут поют "Катюшу", едят борщ и вспоминают товарища Сталина. Так не бывает, конечно, но вот.
III - "Это было хорошо".
"Rinne no Lagrange".
Да, к концу совсем уж поехавший сценарий, да, куча роялей, да, так и не решились прибавить драматичности - но великолепное море и великолепная Лан (хорошо, Лан и Мадока) своё дело сделали.
"Tari Tari".
Традиционно слабое место - опять сценарий, да: слишком фрагментарно, в одном месте передавили с пафосом, в другом - не стали раскрывать тему, в результате то, что могло бы стать шедевром, стало просто хорошим и милым сериалом с отличной фирменной рисовкой.
"Kokoro Connect".
Самая большая обида года: из-за абсолютно левых и нелепых скандалов сериал оказался разорван на 2 части, и финал 1-й половины оставил после себя чувство ба-а-альшого такого недоумения - что естественно, поскольку никакого разрыва не предполагалось, и 3 месяца зазора - это была откровенная катастрофа.
Очень жаль, поскольку и история прекрасная, и Инабан с Иори - персонажи совершенно волшебные.
"Chihayafuru".
Тут практически 1 в 1 (но в малобюджетном варианте) повторён рецепт, как бы ни странно это звучало, "F/Z2": сценарий, героиня, бои (а тут они ещё и совершенно непредсказуемые!), пафос - в результате всё получилось хорошо. Не шедеврально, но очень хорошо.
"Last Exile: Ginyoku no Fam".
А вот за такое надо бить по голове: прекрасно продуманный мир, отличные персонажи - и сумбур сценария. Но главное и совершенно непростительное - сериал про полёты нельзя, ну никак нельзя снимать настолько малобюджетно и с такими пластмассовыми модельками вместо кораблей. Первый "Экзайл" был для своего времени едва ли не образцом совершенства - а тут о графике даже вспоминать несколько стыдно. Увы, сериал спасают Дио (хех, ещё бы!), Фам с Милией и маньячная, прорывающаяся сквозь все ошибки любовь к полётам.
"Tasogare Otome x Amnesia".
На одной чаше весов - беспомощная и даже оскорбительная развязка линии "тёмной Юко", на другой - сама Юко, едва ли не лучший женский персонаж года, и красивейший эстетский рисунок. В результате - опять "очень хорошо", но, увы, не более.
IV - "Это было ужасно".
"Mirai Nikki".
Суперская Юна Гасаи - и совершенно кошмарный сценарий, кошмарный и сюжетно, и в деталях.
"Natsuyuki Rendezvous".
Начавшись многообещающе, с красивой и, главное, взрослой романтики, сериал быстренько (аж сразу после первой трети!) скатился в невнятную мистику и жвачку, и под конец персонажи вызывали у меня уже не сопереживание, а откровенное отвращение. Жуть.
"Kore wa Zombie Desu ka? of the Dead".
Первый сезон был и смешон, и трогателен; второй решил превратить смех в ржаку, а трогательность потерялась сама собой. Ну и, конечно, беспощадная эксплуатация прежних находок. В итоге - образец того, как надо портить сиквелы.
"Upotte!!".
Потенциальный шедевр убили, в общем-то, на ровном месте: сначала не выкинули нафиг дурацкую и мешающую линию в новым учителем, потом понапихали необыгрываемый слайс и совершенно левый фансервис, ну а под конец все персонажи резко разучились стрелять. Очень неприятно, знаете ли.
V - "Это было за гранью добра и зла".
"Nisemonogatari".
На простом русском языке подобное называется "килобайтизмом". Это когда небесталанный человек набивает руку на умении генерировать (слово "писать" тут не годится) практически бесконечное число печатных знаков, и начинает гнать на бумагу килобайты текста со скоростью широкополосного соединения. Поначалу, когда к этому умению приплюсовываются какие-то (обычно придуманные чуть ли не в школе) идеи - получается даже неплохо, но потом идеи заканчиваются, а кушать хочется - и начинаются бесконечные сиквелы и пережевывания тех самых, уже отработанных идей. Подлянка в том, что поначалу эту подмену достаточно сложно просечь - рука-то набита, и уровень мастерства сгенерированного текста практически неизменен, и лишь на каком-нибудь восьмом "Ночном дозоре" публика начинает потихоньку спохватываться и говорить про неторт и исписанность; да ладно, какой там неторт - просто писатель изначально был попсой, вот и всё.
Кажется, всё. Осталась вторая часть.