Одно из самых грустных проявлений, которое я наблюдаю всё чаще - страсть к поляризации идей и отказ от сложного мнения.
Сложным я называю мнение, которое включает в себя тезисы, которые кажутся людям противоречивыми. Им кажутся, а мне - нет.
Я против войны в Украине, считаю её преступной. Но при этом не поддерживаю обстрел Белгорода, и считаю гибель мирных людей под завалами военным преступлением. Я выступаю за право Израиля на самооборону, считаю важным освободить заложников - но признаю, что в Газе гибнет много мирных людей и следует остановить их гибель и их страдания. Для меня это не бесхребетно, а единственно этически возможно. В таком мнении нет никакого противоречия.
Высказывать сложное мнение в 2024 году - значит, получать в два раза больше хейта. Люди с обеих сторон будут стараться заткнуть тебе рот, никто не считает тебя союзником, к твоему мнению не хотят присоединяться. Более того, часто людей со сложным мнением записывают ещё в бо́льшие оппоненты и даже враги.
Это очень печально. Сложное мнение - это не попытка усидеть на двух стульях, как кажется многим (люди, которые хотят усидеть на двух стульях, не высказывают никакого мнения вообще). Я считаю сложное мнение мостиком к поиску компромиссов. Нам всё равно придётся говорить и разговаривать: россиянам и украинцам, израильтянам и палестинцам, да вообще всем, кто находится в состоянии конфликта или войны.
Я ничего не прошу и не требую. Пишу просто сказать, что если у вас тоже есть сложные мнения и вам страшно их высказывать - я вас понимаю и обнимаю. Это сложно и будет еще сложнее, крепитесь. Но иначе - никак.