Выставка Роджера Баллена в РОСФОТО. О выставке писать не буду, она крутая и много уже сказано. Мои мысли потекли в направлении подсказанном словами автора в сопровождающем тексте: "стены, провода, фактуры из этого родилось все то что последовало в дальнейшем". Меня поразили граффити - настенные рисунки.
![](http://ic.pics.livejournal.com/rots_topinambur/13540037/14099/14099_900.png)
Роджер Баллен
![](http://ic.pics.livejournal.com/rots_topinambur/13540037/14573/14573_900.jpg)
Роджер Баллен
Точная копия тех, которыми мы восхищались в Танжере и других Марокканских городах. Какие-то из них нарисованы самим фотографом, но видно, что это цитирование уличных оригиналов, настолько они похожи. Странно при этом, что этот ярко узнаваемый стиль прослеживается, как в северной Африке, Марокко, где были мы, так и в Южно Африканской Республике, где живет и работает фотограф. Например кинжал - татуировка на левом плече второго вокалиста Дай Антворд - копия настенного рисунка, снятого мною в Африке. (Баллен - режиссер клиппа Дай Антворд "I Fink U Freeky")
![](http://ic.pics.livejournal.com/rots_topinambur/13540037/19599/19599_900.jpg)
Die Antwoord
![](http://ic.pics.livejournal.com/rots_topinambur/13540037/14651/14651_900.jpg)
Марокко 2012
![](http://ic.pics.livejournal.com/rots_topinambur/13540037/14978/14978_900.jpg)
Марокко 2012
Вероятно их объединяет мотив криминальной татуировки. Но главное я снова возвращаюсь к мысли о транскультурной экспроприации, совершаемой всем европейским авангардом. Линия на стене Танжера кажется мне куда более настоящей чем линии на картинах того же Пикассо. Пикассо вторичен, а они настоящие. Настоящие во многом потому, что никому не нужны, никчемны, более того - они визуальный мусор и завтра исчезнут, а Пикассо в музеях и это уже навсегда.
![](http://ic.pics.livejournal.com/rots_topinambur/13540037/15981/15981_900.jpg)
Марокко 2012
![](http://ic.pics.livejournal.com/rots_topinambur/13540037/15747/15747_900.jpg)
Марокко 2012
![](http://ic.pics.livejournal.com/rots_topinambur/13540037/17117/17117_900.jpg)
Роджер Баллен
![](http://ic.pics.livejournal.com/rots_topinambur/13540037/17177/17177_900.jpg)
Роджер Баллен
Вспоминаются слова Генри Миллера о битниках, когда он сравнивает битников, в их попытке проникнуть в культуру востока, с пескарями, пытающимися зарыться в сантиметровый слой песка на дне аквариума. Глубина присущая всему тому,
что делают африканские аборигены именно в обыденности их действий - их рисунки, татуировки, грим, костюмы, создаваемые из подручных материалов - это не попытка сделать искусство, а часть повседневной жизни.
![](http://ic.pics.livejournal.com/rots_topinambur/13540037/16425/16425_900.jpg)
Hans Silvester
![](http://ic.pics.livejournal.com/rots_topinambur/13540037/16838/16838_900.jpg)
Hans Silvester
Это снова история из сказки про земляничку и кувшинчик. Есть кувшинчик в руках, но ягод не видно, а открываются взору ягоды - кувшинчика нет. Искусство, осознающее себя как искусство, способно на саморефлексию, в то время как красота наивных, нацарапанных гвоздем, настенных рисунков - это красота, сама по себе возникающая, сама собой существующая и исчезающая,. никем не замеченной. Она истинная, но никем не востребована, а Пикассо востребован, но уже не до такой степени правдив. И это, каким то образом, созвучно словам Баллена о том, что мир жесток, природа жестока, люди жестоки по отношению к друг другу, и он отказывается оценивать, что есть свет, а что тьма, он потерял критерии для подобной классификации.
![](http://ic.pics.livejournal.com/rots_topinambur/13540037/17578/17578_900.jpg)
Роджер Баллен
![](http://ic.pics.livejournal.com/rots_topinambur/13540037/17718/17718_900.jpg)
Роджер Баллен
![](http://ic.pics.livejournal.com/rots_topinambur/13540037/18139/18139_900.jpg)
Роджер Баллен
![](http://ic.pics.livejournal.com/rots_topinambur/13540037/18330/18330_900.jpg)
Роджер Баллен фрагмент 0+0=0
Это то же самое чувство, когда оценка невозможна, рефлексия невозможна, есть только суровый факт существования вещи самой по себе. Граффити Танжера не искусство и потому они прекрасны! Искусство в данном контексте представляется мне неизменно мучительной попыткой рефлексии реальности, которая в рефлексии не нуждается. Это полная драматизма история неразделенной любви художника к натуре.
![](http://ic.pics.livejournal.com/rots_topinambur/13540037/18669/18669_900.jpg)
Марокко 2012
![](http://ic.pics.livejournal.com/rots_topinambur/13540037/18852/18852_900.jpg)
Марокко 2012
![](http://ic.pics.livejournal.com/rots_topinambur/13540037/19017/19017_900.jpg)
Марокко 2012