Jul 30, 2013 22:23
После пяти дней, проведённых на Былинном Берегу (фестиваль исторической реконструкции раннего средневековья IX - XI веков), я возвращался в Москву и, двигаясь по городу в толпе людей, обнаружил заметную разницу в восприятии времени этого города и времени "средневекового". Эту разницу я и попробовал сформулировать. Для удобства буду называть время и пространство фестиваля десятым веком, или просто "десятым".
1. Неспешность и внимание.
В десятом нет такого мелькания как в городе, там происходит то, что происходит и это длится своё полноценное время. Там неудобно отвлекаться и удобно присутствовать. В городе мы заняты тем (и где-то вынуждены при большом количестве людей), чтобы дробить своё внимание на мелкие кусочки, лица, сообщения, новости, клипы, музыку вперемешку с чем угодно, увидел и забыл... так структурирована большая часть дня. В городе мы тренируем своё восприятие "не замечать", "не брать в голову". При таком способе организации времени сознания легко игнорируются существующие значимости, среди суеты и множества захватывающих внимание незначимостей удобно, легко не заниматься реальностью -- время сознания достаточно плотно занято. Прлбыв всего несколько дней вне города, я иду по вокзалу и обнаруживаю, что непривычно видеть людей, не замечающих друг друга, непривычно, когда человек озабочен тем, чтобы закрыться и нырнуть в музыку, игры, переписку...
2. Отношения.
В городе богатейшие возможности для подмены содержательных отношений на формальные. В большинстве ситуаций от человека ожидается выполнение роли и этого достаточно. Человек подменяется функцией и это приемлемо. В десятом такое маловозможно, здесь перед тобой человек, такой, какой он есть. Тот, кто выбрал отказаться от содержательных отношений в пользу фантазий о себе и ближних выделяется разительно, становится объектом шуток, потому что фальшь неприемлема.
3. Личное пространство.
При том что жили большим лагерем, где часто и много на виду, где нет "отдельной квартиры", где мало места для вещей, обособленности и удобств, личного пространства -- много. Есть мой лагерь, моё поле, моя река, мой лес... И есть удобное пространство, чтобы жить в своём индивидуальном темпе. Люди вокруг - знакомы, если нет - знакомятся, узнают друг друга. Т.е. человеческое сообщество - осваивается, становится своим. В толпе большого города пространство человека резко ужимается, а чтобы сохранить себя - мы занимаемся галлюцинациями: отрицательными (суметь проигнорировать существующее), чтобы не замечать тех, кто сейчас оказался радом и скоро исчезнет из поля внимания; и положительными (нафантазировать несуществующе), чтобы выкроить свой виртуальный мирок на экране или в книге.
4. Суетность.
В Большом Городе спешка. Спешишь, потому, что живёшь не здесь, не в том, месте, где находишься, а "там". Спешишь попасть в нужное место, где надо успеть выполнить свои функции, роль. Выполнил - но не чувствуешь, что прожил это время, потому что занят был тем, что нужно успеть, не тем, что задумал. Но и оттуда тоже надо успеть попасть в "нужное место", в котором надо успеть "отдохнуть". Время существования себя как человека вот здесь, сейчас, под этим небом - не в счёт, Будто это не время жизни. В десятом наоборот, время осуществлять задуманное, полное время своей жизни каждую минуту.