Продолжение. Опять простыня.
Тут необходимо заметить, что в предыдущие дни (3го и 4го мая) Лёха активно вёл переписку по СМС (голосовой телефон там не работает) с женой на предмет привлечения к нашим "забавам" вспоможения, а именно, добровольной организации "Лиза-алерт", которая занимается поиском людей, пропавших во всяких сложных ситуациях. Попутно выяснилось, что работают они в основном в Подмосковье и окрестных областях и сейчас сильно заняты, т.к. ищут в основном пропавших на праздниках детей. И к нам они не поедут. Но у нас был туз в рукаве - ещё один наш друг Паша, который обитал в одиночку уже недели 2 примерно так в 17 км от нас по дорогам (по прямой меньше десятки). Об обстановке было ему сообщено, и на шестое мая Паша обещался к нам материализоваться. Заодно подрезать чутка свежих харчей.
В целом к тому моменту (это только сейчас понятно стало) поисковая "бригада" наделала кучу ошибок, которые нужно избегать в случае повторения (тху три раза) такой ситуации. Мы исходили в рассуждениях из того, что:
1) переходить водные преграды человек в берцах не будет;
2) в болото (про которое все должны знать, что оно пиздец огромное) он не сунется;
3) если заблудится, то не будет блудить, а будет жечь костёр и подавать сигналы любым способом;
4) в ранневесеннем лесу по сути жрать нечего и силы будут быстро иссякать.
Эти тезисы мы донесли до мчсников и они с нами согласились.
Утро пятого началось сумбурно. Мы собрались достаточно быстро, т.к. утренний холодок бодрил. Решили так - мы все с Анатоличем пойдём в сторону деревни, на полпути зайдём на место атаки наших лыжников по зиме 42го (они там были в халхинах и при дядяхпетях) и там проведём поисковый день. Затем сразу проводим Анатолича в деревню к машине, загрузим на плечи остатки харчей и бухла (килограмм шестьдесят в общем, в основном пиво) и вернёмся в лагерь. Но жизнь внесла коррективы.
Допилили мы (под мелким дождиком) нормально собственно только до места атаки. Там пошёл сильный дождь, который бодро начал падать в мокрый снег, а потом просто крупный снег. Анатолич сказал, что он сразу к машине, без поиска; ребята сложили рюкзаки в кустики и мы побежали под адским ветром и снегом в деревню. Прибежали мокрые как цуцики. В деревне узнали, что трактор пойдёт забирать соседей через час примерно. Мы сразу встряли со своим бутором в телегу, чтобы самим не тащить по этой адской погоде. Час провели у деда в скотнике под крышей, смачно поедая говяжий паштет из армейского сухпая, черпая его армейскими же галетами и запивая пивом. Анатолич уехал, сделав нам
ручкой, а мы закинулись в тележку трактора с нашими мешками. Ехать на тележке по такой дороге - это отдельная история. А под ледяным дождём и мокрым снегом - вообще отдельная. И если ещё ветки хлещут в летСО - вообще хорошо. Вымокли просто до трусов, в позвоночниках замёрз мозг (на улице около 0). По лесу лежали небольшие сугробики. Прибываем в наш угол и что мы видим?
ТОЛПА. Человек 30 людей вокруг начавшего сливаться со складками местности камаза МЧС. Куча вещей и ребят-соседей (эти готовятся на выброску), уже вынесли всё на дорогу. Среди действующих лиц - Несторыч и СанСаныч, плюс какой-то человек в охотничьем камуфляже и новейших сапогах, при свите из 4-5 человечков поменьше. Слезли мы с тележки, стучим зубами и готовимся тащить наш скарб в лес в лагерь. Мечтаем только о спирте и костре и сухих шмотках. И тут "на тебе!". Происходят разом два события.
Первое: Несторыч берёт меня под локоток и они оба с СанСанычем волокут меня к человеку в новых сапогах. Представляют меня чуть ли не как местного жителя (в этих-то дрищах) и поделившегося картой, и мне сообщают, что я имею честь говорить с начальником УВД района. Я сдерживаюсь, чтобы не сообщить, что я обо всём этом думаю. Худший кошмар для лесного человека.
Второе: навстречу нам, по хлябям дороги, где люди тонут по колено - мчатся 5 или 6 квадриков и 1 багги, в сторону дедовой деревни. И не останавливаясь проносятся мимо, обдавая народ живительной грязюкой. Даже менты охуели. Ни здрасте, ни досвидания...
От всех таких дел мы выпали в осадок и потащили наш скарб в лагерь молча и безропотно, как муравьи. Пока сушились и выпивали, заодно поили чаем водителя трактора, хоть пришли в себя. Менты нас заверили, что будет завтра супероперация и вертолёт с собаками. Конец дня почти не помню, т.к. сильно затуманил мозг оглупином. Единственное, что удалось уразуметь, это то, что поиски результатов пока не дали, есть подозрение, что потеряшка по таким морозам и погоде уже обрыбился и искать надо по запаху. А ещё - что из соседей остался жить в лесу только брат потеряшки Дима и его друг-парашютист Паша (он же врач-хирург).
Шестого утром соседи оба-двое пришли за нами, дабы мы поучаствовали в спасательной операции. Существенно потеплело, на небе было солнышко. Бодренько прошествовали мимо стоянки камаза (кстати, палатку-лунный модуль уже убрали) и вышли в наше урочище. Там было такое, чего эти места не видели более 60 лет точно! Последний раз такое там было точно весной 43го только. На поляне урочища, вокруг Инжстроевского креста гомозилось около 100 человек (до ста они не дотянули, с нами троими - вместе вышло 96 вроде). Куча серьёзного народа, начальник УВД тоже тут, какой-то мужчина с 2мя собачками типа терьеров. Всех делят на тройки-пятёрки, у всех в руках знакомая мне карта, всех куда-то посылают. В воздухе разносится треск ярко-красной МЧС-овской вертушки, которая барражирует над нами. Мы не то чтобы удивлены - мы в ахуе, полном причём. Толпа начинает разбредаться, причём мы попутно узнаём, что навигаторов у них нет (чему ужасаемся). Снова нас подводят к начальнику УВД, и он нас благословляет на свободный поиск. "Перекрестясь и моляся", мы втроём двигаем в еловые посадки, что простираются от урочища на север до самого болота, распавшись веером и согласовав, кто как идёт, чтобы не пересекаться. Что интересно - кроме нас туда никто не пошёл. Хотя, по сути, это единственное место, куда мог бы забриться человек в берцах без знания местности.
В целом всё это живо напомнило "В августе сорок четвёртого" - "...а этот лесной массивчик и побольше, и поглуше будет, и замусорен изрядно". Ну и операцию "Карусель" оттуда же.
К тому моменту в мозгах у нас бродили уже совсем разные версии - от медведя (которых там полно) до случайного убийства охотником (который затем просто присыпал труп в ближайшей старательской яме). Тут уже я вспомнил выстрел, что слышал около 6 вечера в день приезда на урочище. Заодно мы уже прикинули, как может помереть человек, сломавший бедро в лесу. Прикинули, насколько "здорово" то, что на парне была не светоотражающая жилетка, а просто камуфляж. Как быстро распространяется запах гниющего мяса в лесу. СтОит его искать живого и кричать или надо тупо принюхиваться. Как выглядит человек, напоровшийся в еловых посадках глазом на сук. Вертушка летала над нами, наматывая круги. Чтобы не смущать лётчиков, мы прятались под ёлками (ишут-то не нас!), постепенно расходясь своими маршрутами. Начали распускаться лиственные деревья, и в этих посадках можно было спокойно спрятать мехкорпус и ещё пару дивизий. Потом, через тройку часов, мы с Лёхой и Пашей встретились у заранее договоренной точки. Все вместе озвучили, что в посадках этих свежих, недельной давности следов - нет. Кроме этого, удивились найденному Пашей своеобразному бонусу аж образца 1894го года. Пошли обратно к точке сбора. Там весь утренний бомонд. Слава богу, никто не потерялся. Вертушка улетела. Никого не нашли. Пришли в лагерь - тут уже количество Паш на квадратный километр зашкалило, ибо в наш лагерь пришёл наш Паша-путешественник, добежавший к нам. Вечером под ужин выпили, причём вскрылась интересная подробность - по косвенным, у потеряшки кроме вышеперечисленного набора могло быть кое-что в фольговом свёрточке, причём забористое. Сами-то мы на стакане исключительно сидим.
Седьмого с утра опять в лес. Начальника УВД уже не было, слава Богу! Причём коллективным разумом было принято решение чесать лесной массив к западу от еловых посадок. Там лес ещё хуже - сильно заболочен и подзавален. Т.к. знанием местности и навигаторами обладали только мы, нас выдвинули на северный фас массива, чтобы мы встали цепью на расстоянии крика и гнали назад поисковиков, чтобы никто из них не ушёл случайно в болото. Пока заходили на север, мы с Пашей-путешественником зашли в маленький отхоботник дороги, что идёт по северу посадок и куда вчера мы не дошли. Там были в своё время три немецких опорника примерно по взводу в каждом. Их мы копали в 2007м весной ещё. И
вот там мы с Пашей и нашли свежие, недельной давности покопки, причём по манере выброса земли они принадлежали одному человеку. Нам стало ясно, что потеряшка оказался резвее, чем мы думали и явно двигался в сторону болота. Также возле дороги мы нашли вроде место ночёвки человека или двух, но была ли это свежая ночёвка или прошлогодняя - сказать мы не могли. Пооорали и пошли "на номер" гонять поисковые бригады. Справедливости ради, до нас никто не дошёл. Зная тот лес, я примерно понимаю, почему. Лес очень тяжёлый и искать идти по нему одновременно очень сложно и небыстро. Вернулись к точке сбора, как и было договорено. Там уже сидела вся поисковая партия во главе с
СанСанычем. Нашим словам о следах в отхоботнике никто значения не придал. У СанСаныча обнаружился дорогущий гарминовский последний навик (Колорадо, вроде) за хуеву гору денег, один на всю группу. Беда была только в том, что карты там были только базовые и пользоваться им никто из МЧС не умеет. При толковом подходе на эти деньги можно купить штук пять хороших навиков и раздать своим в группе, "напилить" туда всяческих карт и вообще вести розыск с бОльшим размахом и толком.
Вечером опять посиделки у костра с соседями (ввиду стола и готовой еды ребята почти переселились к нам, внеся свой вклад синькой и харчами). Причём разговоры были уже совсем печальные. Оказалось, что потеряшка, как и его брат, работает лесопатологом (специалистом по болезням лесов) и проводит много времени в том числе и в тайге. И был у них даже случай, когда за ними не пришла вертушка из-за плохой погоды, а уже мог встать лёд. И они на самодельном плоту сплавились до посёлка около 200 км. Да и вообще оба охотники.
Восьмого соседи уехали кататься с МЧС вокруг болота по дорогам на камазе, где в камаз попало в решётку радиатора бревнышко и камаз стал ехать так - 2 км едет, 30 минут стоит, т.к. вентилятор уже не крутится вообще. Мы болтались вокруг лагеря, занимая себя чем кто умел. О какой-то полноценной работе речь не шла, т.к. внезапно могут нарисоваться менты или МЧС. Паша-путешественник убежал к себе, набрав хлеба, овощей, оглупина и консервов - встречать День Победы он с нами не хотел, сказал, что мы слишком шумные. Вечером опять-двадцать пять. В целом, к восьмому надежда найти потеряшку живым почти угасла. Ребята сообщили семье, на 10е был намечен выезд трактором Коли и приезд в деревню отца потеряшки.
Девятого опять поедка на камазе и хождение пешком у соседей, а мы сделали праздничный ужин, я достал заначенную литровку Курвуазье. Кроме того, Лёха с Пашей завели "по-настоящему" отказничек в 152мм. Не, ну а чо он, почти новый, и не участвовал в салюте до сих пор? Шарахнуло так, что было хорошо слышно и в деревне.
Утром 10го собрались, разобрали кое-что и погрузились с соседями в тележку Коли. Перед отъездом сходили посмотреть на место работы 152го. Две берёзы по см70 в диаметре как бритвой, из них щепки метровые вонзились в вокруг стоящие деревья, куча мелких деревьев вокруг тоже минус. Яма небольшая, с метр в глубину, т.к. на поверхности работал. Приехали в деревню, соседи остались ждать отца потеряшки, а мы загрузились в машины, попрощались с Колей и поехали нах хаузе с тяжёлыми думами.
Стоя в пробке в 12 ночи около Москвы, случайно, в новостях услышали, что "в Новгородской области вышел из леса сам после 10 дней блужданий московский поисковик". Мы охуели, если не сказать хуже. Мат и вопли огласили машину.
По итогам последующих разборок выяснилось (то, что рассказали):
1. Утопал он-таки в болото, где заночевал. Утром понял, что вообще не понимает, где находится. Начал блуждать по болоту.
2. На прибор нашёл старую сковородку, отчистил, отжёг и в ней варил чагу, которую пил.
3. У него был ещё топор и была зажигалка.
4. Вертолёт он видел, но "не смог подать сигнал". Всё время болтался по островам на болоте.
5. Отощал немеряно. Кроме чаги, два раза нашёл какие-то птичьи гнёзда, съел яйца.
6. 9го услышал сильный взрыв далеко, пошёл на звук и на следующий день вышел на дорогу, по ней пришёл в деревню деда, где был встречен родственниками.
7. Матчасть не бросил и даже накопал какого-то железия, которое тоже вынес.
8. Про существование болота он не знал, т.к. карт не смотрел и не изучал, местностью не интересовался.
В целом, данные сведения получены от его друга и заставляют задуматься. А также оставляют чувство полного непонимания и рождают массу вопросов.
Но для себя мы вынесли некоторые истины:
"В любой непонятной ситуации жри чагу!" :)))
"В лесу человек непредсказуем."
"На МЧС лучше не надеяться, хотя они стараются!"
Ну и даже некоторые начали задумываться о рациях, радиомаяках и ярко-оранжевых костюмах.
Далле в следующем посте опубликую советы МЧС-ников потерявшимся и кое-какие ими рассказанные байки.