Меня вообще просили написать для Модорамы отчёт, поэтому он менее визгливый и сопливый, чем обычно. для сайта отсюда выклянчат текста на половину страницы. от меня мало что останется :) но тут - всё целиком.
Для начала только скажу, что пик моей нежности к Hot Chip пришёлся на 2008-ой, и они были одной из самых ярких радостей за тот ужасный год. я тогда слышала много электроники, в основном молодняковой и никому не известной. Если б не они, я бы рехнулась от проблем. Даже так. да, электроника и хипстерство, да, попсово. но чёрт. как же меня вставляет этот неон, синтезаторы и свитера со зверюшкамии. любимые нерды от музыки. хочется тискать, как маленьких котяток.
У всех есть песни, которые мы слушали до тошноты. Даже не до дыр - до стирания диска в пыль. Когда знаешь не только текст, но и ноты, и можешь запросто отыграть этот трек в голове от начала до конца и наоборот.
Такой песней для меня была Ready for the floor группы Hot Chip с альбома Made in the Dark. Она была настолько цельной, совершенной и роботоподобной, что можно было залипнуть на несколько часов, гоняя по кругу. К тому же она, как символ любви к этому коллективу, давала ощущение близости к живой современной музыке далёкого Туманного Альбиона
Тогда, в 2008, я уже не помню, что писали наши критики о втором альбоме британских электронщиков, но среди простых слушателей ажиотаж был невелик. Переходный год - эмо уже устарели, а хипстеры земли русской только начали формироваться. Посему клипы на нашем телевидении показывались редко, мало кто знал и мало кто ценил. Но прошло полтора года и, вуаля, полный зал на концерте-открытии Yota Space Festival.
Невероятно - Hot Chip в России. Этот лондонский коллектив можно назвать музыкальными модниками: они всегда на вершине, варятся в безумной каше британского саунда, делают ремиксы или сами становятся жертвой диджеев. Такую музыку, как у Hot Chip можно назвать невероятно свежей и современной, чего не скажешь, например, о молодых рок-коллективах, играющих в целом милое, но «не на грани» музло. Совмещая кучу синтезаторов, электронные визги, поп-мелодии, грязно ревущую гитару Эла Дойла и ангельский голос Алексиса Тейлора, эти парни уже вышли за рамки. И что самое важное - с таким подходом у них большие просторы для экспериментов и последующего развития; важное уточнение в связи с дефицитом новых мелодий. Эту тему затрагивал также приглашённый на фестиваль Брайн Ино на лекции 29-ого ноября- куда музыка, проще говоря, катится? Нот семь, а что будет, когда напишут всю музыку? Куда двигаться? Как быть? У Hot Chip шансов найти выход в такой ситуации будет больше. Они олицетворяют собой Будущее, то самое абстрактное Будущее, со светодиодами, нанотехнологиями и пронизывающим битом, о котором мы читаем в интернете и мечтаем как-нибудь увидеть на гастролях в ближнем европейском зарубежье. А когда это Будущее внезапно приезжает в Петербург, челюсть падает на пол.
Вероятно, организаторы фестиваля думали также. После просмотра выставки сверхновых достижений искусства XXI века концерт Hot Chip окончательно добил в пришедших угрюмого и отсталого среднестатистического россиянина. Их схватили в очень удачное время - группа уже застолбила себе место в музыкальной индустрии, но до сих пор считается «молодой». Это важно, потому что смотреть на пенсионеров или выдохшихся инди-икон уже приелось.
В начале сета меня посетил внезапный прилив нежности к организаторам. В тот момент, думаю, все пришедшие были горды тем, что здесь оказались. Никакой давки, слэма, визжащих девочек и грубых охранников: привычная картина концерта растворилась, и на её месте появились нормальные, весёлые люди от мала до велика с кислотными принтами на футболках. Как в Европе, ей-богу. Много воздуха, много места для танцев, много громкой музыки. Портал в цивилизацию был открыт удачно.
Начали ребята с Boy From School, отчего у зрителей случился массовый «аааааххххххх». Правда, раскачаться быстро не удалось, растанцевались ближе к середине концерта. И парни расслабились, как только мы начали прыгать достаточно часто и высоко. А дальше, как из пушки все хиты вперемешку с более свежими треками- One Life Stand, Thieves In The Night, One Pure Though, Over and over и конечно фееричная I Feel Better.
Мы с Морри прыгали и танцевали как эпилептики, и главное - откуда столько сил на колбасню? дииискооо!
Не всегда было понятно, где заканчивается один трек и начинается второй. Я чувствовала себя той четырнадцатилетней девочкой, что отрывалась под них дома и в Барселоне, на улице и в помещениях, у моря и у Невы. Масштабно-неоновое чудо современной музыкальной техники, улыбающиеся лица и сбитое дыхание. Видно, ребята утомлены туром - Тейлор, если прищурить глаза, напоминал Эла Янковича (кепка, длинные волосы, очки и общий блаженный вид), что немного испугало. Однако вблизи он по-прежнему мил и прекрасен.
И накануне в твиттере группы висело «anyone in st. petersburg own a Moog Little Phatty that they could loan us for sunday night? Free ticket to the festival? Al», видно, свидетельствующее о некоторых проблемах с оборудованием. Оно, кстати, всё равно подвело, и это чуть не разрушило общую волшебную атмосферу - звук комкался, ближе к концу у солиста отключился микрофон, а поверх синтезатора изредка вырывался неприятный скрежет и шум. Проблемы со звуком напомнили нам о том, что мы всё-таки в России и пора возвращаться с небес на землю. Но прыгали до конца, до коликов в боку и выпрыгивающего из горла сердца.
За что отдельно хочется пожать парням руки - так это за новый образ музыкальных героев. Британская пятёрка даёт надежду, что делать шикарную музыку может каждый, и не обязательно для этого быть беззаботным разбитным наркоманом с гитарой (да, у нас тут был Пит Догерти недавно). Парней из Hot Chip скорее можно принять за IT-мальчиков или аспирантов, чем за звёзд. Поэтому и умилительные неловкие танцы участников коллектива вызывают скорее расположение, чем скепсис.
Ready for the floor, мой наркотик, так и не сыграли. То ли звук окончательно испортился, то ли время уже поджимало - закончили в начале двенадцатого ночи. Но я не обижена, даже наоборот, это ещё один стимул ожидания следующего концерта. После таких выступлений хочется собрать вещи и ехать за группой в тур, потому что тех, кто умеет работать вживую, не много. А элетронщиков подобного пошива ещё меньше, ведь live - удел стадионного рока. Захотелось ещё. Поэтому, наверное, к летящей в мою голову барабанной палочке я отнеслась весьма благосклонно, закутав свежепойманный трофей в свитер. Мало, чудовищно мало для сольника. Но за ощущение причастности к чему-то невероятному и современному - поклон до земли.