Николай Кавказский переведен под домашний арест благодаря надзорной жалобе Лукина

Aug 02, 2013 14:17


Сегодня президиум Мосгорсуда рассмотрел надзорную жалобу уполномоченного по правам человека в РФ на продление ареста Николаю Кавказскому и изменил ему меру пресечения на домашний арест.


Решение суда было настолько неожиданным, что после оглашения приговора присутствующие в зале не столько радовались, сколько обалдело смотрели по сторонам - за минуту до этого казалось, что это рутинное заседание, где защита и обвинение обменяются ритуальными репликами, после чего обвиняемый продолжит сидеть в СИЗО.

Николай Кавказский стал первым из фигурантов Болотного дела, кто подал жалобу на свой арест и последовавшее затем продление ареста уполномоченному по правам человека. По словам его матери, Натальи Николаевны Кавказской, Николай смог это сделать быстрее прочих узников, потому что по профессии он юрист. Впрочем, как пояснил адвокат Кавказского Мининков, из-за особенностей процедуры рассмотрения надзорных жалоб «европейский суд по правам человека не признает их эффективным средством защиты» - в принципе такие жалобы можно до бесконечности перекидывать из инстанции в инстанцию, словно мячик. Обращение Кавказского ждало своего часа целый год и, как рассказала мама обвиняемого, все про него давно забыли.

Надзорные жалобы уполномоченного по правам человека Лукина на арест и продление ареста Кавказскому уже успел отклонить Мосгорсуд, после чего они попали на рассмотрение в Президиум Верховного суда. Первое заседание прошло на прошлой неделе, но было отложено - суд решил запросить результаты медицинского обследования Кавказского, который с этой целью провел полтора месяца в больнице Матросской Тишины. Однако рассматривать эти бумаги в суде сегодня не стали. Адвокат Клювгант заявил, что оглашать данные о состоянии здоровья в открытом процессе будет неправильно, и прибавил, что не считает данные документы медицинскими, так как подписаны они не врачом, а тюремной администрацией. Кавказский, участвовавший на заседании по трансляции, добавил, что здоровье - это важный фактор, но все-таки не главный. И сам Николай, и его адвокаты напирали на то, что все мотивировки обвинения - голословны.  «Суд упорно игнорирует уголовно-процессуальное законодательство. Судебное разбирательство - имитация, а решение принимается прокуратурой», - заявил Николай.

Заседание проходило в два этапа. Сперва рассматривали жалобу на арест. Тут прокурор заявил, что поскольку дело Кавказского уже рассматривается по существу, то производство по надзорной жалобе надо прекратить. Суд с этим согласился и перешел к рассмотрению второй жалобы - на продление ареста. Разбирательство шло в том же унылом тоне, хотя снова взявший слово Николай пытался иронизировать. «Следствие не исключает, что я скроюсь. Но про любого можно сказать: „Не исключено, что этот человек может совершить преступление“. Давайте тогда всех посадим». Клювгант напомнил, что при продлении ареста основания для содержания под стражей должны проверяться «как в первый раз», но в случае Кавказского ничего подобного не происходит. Прокурор привычно рассказывал, что главное - тяжесть обвинений, поэтому Кавказский должен сидеть под в СИЗО;

Суд снова удалился на совещание, а когда спустя минут пять вернулся в зал и председательствующий начал бубнить вердикт - казалось, что не стоит даже надеяться на благополучный исход. И вдруг - сенсация. Тем не менее, факт остается фактом - решение о продлении ареста Николаю кавказским признали незаконным и изменили ему меру пресечения на домашний арест, со всеми вытекающими из этого ограничениями. Когда именно Николай выйдет из СИЗО пока непонятно - адвокаты сразу после заседания бросились утрясать формальности, но из-за выходных процесс может затянуться на несколько дней.

Кавказский

Previous post Next post
Up