Национализм, Европа и смерть

Sep 23, 2012 22:45

Давно думал о том, что отношение к смерти показывает отношение к жизни, а отношение к жизни определяет ее содержание. Вот уnabatnikova1в Ещё цитата из Саррацина" нашел вложенную цитату Эрдогана:
Проблематичное в сегодняшнем исламе - комбинация из в принципе отсталых обществ, молодых, сильно растущих народов и сознания миссии, грани которой простираются от смиренной набожности до священной войны джихада, причём переходы между ними размыты. Кстати, в 1997 г. Эрдоган, тогда ещё лидер оппозиции, сказал: «Минареты - это наши копья, купола - наши шлемы, правоверные - наша армия»

И у меня сразу выстроилось про что происходит с Европой (имея в виду "мировую Европу", цивилизацию), и о чем бы стоило подумать нам, русским, на ее примере.
Когда-то царя Спарты спросили, почему город не защищен стенами. Тот показал на вооруженных спартанцев на улицах и ответил - вот стены Спарты. Напоминает слова Эрдогана?

Европа отказалась от своих ценностей.
Христос "смертию смерть попрал".
Роберт Бернс - "жалок тот, кто смерти ждет, не смея умереть".
"Мы не умрем мучительною жизнью, мы лучше верной смертью оживем" - Высоцкий.
Европейская цивилизация была цивилизацией проектной экспансии. Европейцы всю свою историю воевали - и смели умирать - за различные сверхпроекты, воевали между собой и со всем миром. Они создали Европу-2 - Америку. Они победили, мир завоеван - а цивилизация умерла.

Сегодня Европа больна страхом смерти, и ценит жизнь преимущественно как медицинский факт. Этим пропитана вся современная европейская культура - и философия, и право, и литература, и кино. Человека стараются максимально оградить от любого негатива и напряжения - а ну как стресс? При этом, несмотря на все "права человека" и "гуманизм", теряется подлинная ценность человеческой жизни - ее содержание, ради которого стоит умирать. Им умирать уже не за что. Они хотят жить вечно. Они (пока еще не мы) стали "тем жалким" по Бернсу, и проблема именно в этом - их сметет любая более молодая цивилизация, вот ислам оказался одним из кандидатов, в нужное время в нужном месте.

Европа сама поставила себе диагноз - Ницше, Шпенглер, Ортега-и-Гассет, Рассел.
Европа породила и описала "дивный новый мир" - Хаксли, Оруэлл, Бодрийяр. Это мир уже не-человеческий, это мир гиперорганизаций, которые живут и развиваются вне человеческого целеполагания, это переход на новый уровень эволюции - так же, как многоклеточные организмы поглотили индивидуальность эукариотов. Спрос и предложение поменялись местами, человеческая жизнь вписывается в жесткие рамки регламента, завершается замена этики и здравого смысла, как основы социального поведения человеков, законом. В каком-то американском фильме герой, на которого свалились 33 несчастья, кричит - Господи! За что? Я хожу в церковь, я плачу налоги!... Вот итог 2000 лет развития европейской культуры.

Ислам и немусульманский Восток - еще человеческие культуры, Европа - субстрат (даже не подстилка, нет) не-человеческой. Не-человеческий мир еще не отлажен и не оптимизирован, его трясет от кризисов и системных сбоев. Его можно отвоевать, только Европа тут уже не боец. Для стабилизации не-человеского нужна проникающая информатизация и генная инженерия, которую пока заменяет масскультура и промывание мозгов - с "обществом потребления" в результате. На эту стабилизацию нужно лет 50 - это время, которое у нас осталось.

Россия - периферия Европы, никакая не Евразия и не третий путь, но мы еще не они - в силу недоразвитости. И с исламом нам не по пути, по крайней мере - пока.
Но важно понимать, что
- для победы человеческого нужна система ценностей, обеспечивающая мотивацию вне личного потребления
- поздно оплакивать "жизнь датчан среди датчан" и европейские ценности в Европе, их уже нет
- если поток вливается в реку - он становится частью ее течения и усиливает его, если в болото - порождает свое течение, поэтому
- нам не по пути с Тило Саррацином, поскольку проблема не во вторжении чужаков, а в собственной жизни; попытка законсервировать труп ни к чему хорошему не приведет
- мы можем либо умереть вместе с Европой в не-человеческом, либо присоединиться к одному из человеческих проектов, либо создать свой.

Нет, мы не последняя надежда человечества, и не единственная альтернатива исламу - есть еще Китай, есть еще Индия. И дивный новый мир тоже может рухнуть сам собой. В этот раз. И Европа может воскреснуть чудесным образом. Но мы пока и не являемся ни надеждой, ни альтернативой. Сильнее всего пока европейский вектор - нас туда тянет со всей силой исторической инерции. А очень бы хотелось - стать, и иметь свое собственное будущее, и возможность поделиться им с кем-то еще.

summa philosophia, Россия, история

Previous post Next post
Up