В субботу поучаствовал в соревнованиях по рогейну "Ранняя весна" в Томилинском лесопарке.
Рогейн - это вид спортивного ориентирования. Основной смысл тот же: бегать по лесу и искать контрольные пункты. Но:
1. На соревнование дают определённое время (традиционный рогейн - суточный, но бывают и более короткие форматы. Я участвовал в пятичасовом);
2. Количество контрольных пунктов и их расположение такие, что взять все их за отведённое время в принципе невозможно даже самому сильному спортсмену;
3. Перед стартом участникам дают достаточно времени ознакомиться с картой и спланировать свой маршрут (обычно пару часов);
4. Стартуют все участники обычно одновременно;
5. Взятие разных контрольных пунктов даёт разное количество очков: какие-то КП дают всего 2 очка, какие-то более ценные, здесь самые дорогие были 6-очковые;
6. Цель - набрать как можно больше очков.
Рогейн - это такой вид спорта, где основополагающую роль для успеха играет опыт. Грамотно спланировать дистанцию по своим силам, пожалуй, важнее, чем уметь долго бегать. Так как я участвовал впервые, то мне было тяжело: опыта-то нет, но иначе его и не заработаешь :)
В последний момент у меня появился напарник. Михаил, хоть и не участвовал никогда ни в каких подобных гонках и, скорее всего, проигрывает мне немного по подготовке, тем не менее тоже молодец. Ну а я был рад его компании: всё-таки, этот рогейн - опытонабирательный, и будет здорово, если не нужно будет рубиться до изнеможения (а мне в одиночку себя остановить было бы сложно), плюс, gps на рогейнах запрещён, а я очень не уверен в своих навыках ориентирования, так что вторая голова всяко поможет.
Предварительную регистрацию мы благополучно профукали: я и узнал-то об этом рогейне только в среду. В принципе это не беда, зарегистрироваться можно было и на старте, но это заняло некоторое время, и планировать маршрут нам пришлось, держа карту на вису, потому что места особо не было. Вообще планирование маршрута - это очень трудный процесс. Собственно говоря, аналог известной задачи коммивояжера, только ещё более усложнённый. А учитывая, что КП на этом рогейне было аж 95, то по-хорошему тут и суперкомпьютера будет мало. Разумеется, я начитался всяких полезных статей по планированию и в принципе теоретически был к нему готов. Первое, что нужно сделать - это оценить свои силы, то есть решить, сколько ты способен за эти пять часов пробежать/пройти. Трудный вопрос для меня... не знаю, сколько :) Собственно, уже этот пункт всему планированию давал огромный коэффициент сомнительности. Я примерно знал, что на прошлом ММБ первую карту я преодолел со средней скоростью 4 км/ч "по птичке" (то есть если соединять взятые КП прямыми линиями), в реальности скорость с учётом того, что ходить мы всё-таки стараемся по дорогам/тропам, которые от КП до КП не ведут, получается на 20-30% больше. Но опять же много "но": ММБ был, когда в лесу ещё не было снежного покрова, сейчас же там полная жесть, которая должна была скорость снизить; потом опять же ориентирование: я и с жпсом-то могу заблудиться (опять же, привет прошлый ММБ), а уж без него можно потерпеть вообще полное фиаско. Правда, ещё нужно было сделать скидку в обратную сторону: тут дистанция детская по сравнению с ММБ, так что можно передвигаться и шустрее, плюс и подготовка мальца подкачалась с тех пор. В итоге я для себя определил число в 20 км по прямым, то есть по 4 км в час.
Ладно, окей, мы выбрали планируемую длину дистанции по птичке. Далее в среде рогейнеров очень популярен метод булавок и нитки: карта раскладывается на столе, во все КП втыкаются булавки, затем берётся нитка длиной 20 км (в смысле, 20 км - это пересчёт на масштаб карты, в данном случае карта была масштаба в 1 см 100 м, и нитка нужна была длиной 2 метра, её я подготовил ещё дома) и спортсмен начинает обводить этой ниткой все булавки на карте, при этом чтобы длины её хватило от старта до финиша и чтобы она коснулась такой комбинации КП, которые дали бы как можно больше очков. Вот эта последняя задача - и есть аналог задачи коммивояжера, которую суперкомпьютер, если простым перебором, то будет решать кучу лет. Но как в программировании напридумывали всяких генетических алгоритмов, которые позволяют решать задачу не перебором и существенно быстрее, так и человек имеет такой же инструмент, называется "интуиция и опыт". Человек (особенно опытный) просто смотрит и говорит "чёрт, надо сходить в северную часть карты, там получу больше всего очков". Дальше он просто уже рассматривает, как повыгоднее пройти северную часть карты, исходя из длины его нитки. Это если грубо. Но на самом деле интуиция и опыт штуки такие, частенько спортсмены выбирают оптимальные варианты. Но у нас с Михаилом, если зачатки интуиции и имелись, то опыта точно никакого, плюс давила мысль, что двухметровая нитка взята с потолка и вообще всё это смысла особо не имеет. Но делать нечего, что-то ведь планировать надо! Порешали так (практически первая, она же последняя мысль): со старта идём на юго-западную россыпь КП, выбираем что нравится, далее выходим на железную дорогу, переходим в южную часть карты, попутно опять собираем до чего дотягиваемся, с южной перемещаемся на восточную, уходим в посёлок Октябрьский и уже собираем что можем на севере и финишируем. То есть делаем такое кольцо. Ну а что, и погулять по всему лесу получится, отлично. В последний момент, правда, решили всё-таки, что переоцениваем мы свои силы, и оставили болтаться где-то двухкилометровый кусок нитки. Затем мы всё это маркером нарисовали прямо на карте и ещё написали несколько временных отсечек, чтобы понимать на дистанции, укладываемся ли мы в план. О концовке решили, что будем думать, когда она наступит, и либо ломанём оттуда прямиком на финиш, либо, если время будет оставаться, подумаем, что там можно дополнительно взять, чтобы не опоздать на финиш. Кстати, последнее делать крайне не рекомендуется: каждая просроченная минута снимает одно очко из результата. Короче, опаздывать невыгодно, за очень редкими исключениями. По сути, процесс планирования опытных рогейнеров не сильно отличается от нашего, только делают они всё гораздо эффективнее: точно знают свои силы, могут определять по карте сложность поверхности и как это может влиять на результат, делают побольше вариантов на "а вдруг что не по плану": добавляют потенциальные петли на случай опережения графика (причём петли эти реально оптимальные), либо указывают места возможных срезок, если опаздывают (причём срезки эти опять же оптимальные, то есть потеряют они как можно меньше очков на единицу времени). Ну и кучу ещё всяких заморочек учитывают.
Карта с нанесённым нашим результирующим треком. Карту я смог добыть только в виде картинки, нужно было её вручную привязывать к координатам, чего я никогда до этого не делал и что не очень качественно вышло (видно, что местами трек идёт не по нарисованным дорогам или не проходит по точкам КП), но тем не менее, понять путь по ней вполне можно.
Теперь про саму дистанцию. Было, к сожалению, не до фоток, так что голый текст, извиняйте. 11:15 общий старт, большой толпой двигаемся на первый обязательный КП, далее все разбредаются кто куда, мы с толпой поменьше идём брать 1 КП. Ну а дальше после каждого КП люди начали уходить в разные стороны, и все рассосались по лесу. Кстати, в отличие от того же ММБ, КП здесь никто не прячет. Напротив, отмечают крупным специфическим знаком, так что издалека видно. Даже легенду к КП почти никогда читать не требовалось. Просто приходишь на точку и замечаешь КП. Начальный участок карты - с довольно глубоким снегом. И хоть народ уже натоптал немного, всё равно сил отнимает много. Сразу почувствовалось, что из графика мы выбиваемся.
Затем нас ждал классный фейл на 77 и 33 КП. На соревнованиях использовалась электронная отметка: на руке закреплён чип, который надо прикладывать к станции на самом КП. Станция "пикает" и записывает на чип информацию о том, что эта станция была посещена в такое-то время. Ранее я участвовал в Московском Лайте, где использовалась электронная отметка, и представлял, как всё это происходит. Вплоть до 77 КП всё так и было, как я описал. Но станция на 77 КП "пикать" отказалась. Сколько раз и какие чипы мы ни подносили, нифига. Думаем, ну бывает, сломалась станция может. Идём к 33 КП. И опять та же история. Читаем, что написано на листке рядом с КП, а там что-то вроде "напишите указанную букву в графу, соответствующую номеру КП". И большая буква "Ю" нарисована. Мы такие думаем, ну нихрена себе электронная отметка. И в какую графу, непонятно. Но окей, записали куда-то там, ещё матерясь на себя, что вот мы нехорошие, на 77 КП на такой листочек внимания не обратили и не догадались почитать, что там написано. И дескать теперь мы за него зачёт не получим. На следующем, 91 КП, история повторилась. Всё это было удивительно (зачем тогда вообще станция стоит?), но букву мы себе записали и уже собрались уходить, но какой-то добрый человек, который с нами на КП был, рассказал нам классную историю, что оказывается, там кнопку надо нажимать на станции. Ещё забавно, что на 77 КП я пробовал нажимать, но видать недостаточно сильно. В общем, вот так из-за собственной тупости мы недополучили 7 очков к итоговому результату. Ладно Михаил, он же в первый раз на таком мероприятии, но я-то мог и догадаться, чай не первый раз в лесу с компостерами общаюсь. А главное, ну логично это: если ты подносишь чип и станция сразу записывает, значит, станция стоит в режиме ожидания и несколько раз в секунду опрашивает округу на случай, не появился ли чип. Это кушает батарею станции. Если ты нажимаешь на кнопку, то она пустыми опросами не занимается, а записывает, когда нажали, батарея экономится. Л - логика. Просто разный тип станций. Ещё есть мнение, что на брифинге в 10 утра организаторы что-то там рассказывали про бесконтактные и контактные КП, но это не точно. Мы в тот момент слишком планированием увлеклись и прослушали. Но вообще, могли бы и в положении такие нюансы описать, специально для новичков. Ну да ладно, мы всё-таки гулять пришли и опыта набираться, так вот нам и опыт сразу со старта. Однако буквы мы на всякий случай продолжили записывать вплоть до конца. Объясните мне, что это вообще за фигня с буквами? К середине рогейна у меня уже была стойкая уверенность, что делать это не нужно, но Михаилу, который эти буквы записывал, я об этом сказать как-то забыл... Сорри(
Потихоньку собрали КП в этом районе, какие хотели, и сквозь сугробы по пояс вывалились на железную дорогу. В первой части карты всё-таки слишком много мы в снегах барахтались, и от графика отставали уже очень сильно. Из-за этого приняли решение не идти на 53 КП. Подход к нему был неопределённый, а выигрыш по времени дал бы немалый. Но и -5 очков... Ещё была идея вместо 96-61 взять 63-21-61, что на два очка больше, а по расстоянию примерно то же самое, но опять же из-за отставания решили план не менять: по ж/д идётся и даже бежится, а там ещё неизвестно. Дальше с дорогами пошло хорошо, все тропы были хорошо набиты, и по ним можно было даже бежать, что мы периодически и делали. Даже по Тураевскому шоссе пробежали с километр. Потом длинный перегон по опять же хорошим дорогам вдоль вырубок вплоть до посёлка Октябрьский. Несколько КП стояли в самом посёлке. Там же забежали в магазин за водой (правилами не запрещается). Михаил помимо покупки воды успел разгромить там витрину и поругаться на этой почве с продавщицей. Но пришедший ей на помощь хозяин магазина неожиданно принял сторону Михаила и мы закончили это маленькое приключение без финансовых потерь. Возле 94 КП столкнулись с редким случаем, когда нам понадобился компас. В целом на рогейне ориентировалось легко и просто, карта качественная, ориентиров довольно много и неплохих, а главное, из-за глубокого снега все подходы к КП обозначены глубокой канавой от уже побывавших тут спортсменов. А у 94-го я мальца заплутал, но ничего, включили голову и успешно нашли дорогу.
Из-за хороших беговых дорог к моменту выхода из населёнки оказалось, что мы уже догнали график. А поскольку план был рассчитан не на 5 часов, а на 4,5, можно было подумать о взятии чего-нибудь ещё не по плану. В итоге нашли наиболее оптимальные варианты, зашли на незапланированные 55 и 76 КП, а под конец ещё и на 9, 73 и 87. Переход от 73-го в 87-му по-настоящему отобрал все силы. Тропы не было совсем (неужели никто так не ходил?), но проехал лыжник (к сожалению всего один). Идти по глубокому снегу было очень утомительно. Тут, кстати, опять потребовался компас, но КП в итоге нашли. На финиш прибежали за 6 минут до окончания времени. Могли бы ещё сбегать по набитой тропе до 16-го, который был рядом, но я не догадался и сразу отметился на финишной станции. В лагере кормили куриным супчиком, поили горячим квасом. Ну и распечатали нам наши результаты. 19,4 км по птичке, и это без 77 и 33 КП, которые нам, естественно, не засчитали. Удивительно совпал первоначальный план с реализацией! Списываю это на случайность :) Заработали 145 очков. Место в нашей группе (мужчины 5 часов бегом) - во второй половине
таблицы. По
треку получилоь 26 км.
В целом впечатления крайне позитивные: бесценный опыт! В следующий раз будет уже на порядок легче. Кроме того, на такие короткие дистанции 4 км/ч по птичке для меня, пожалуй, мало. Даже с учётом зимы и снега. А уж летом скорость явно больше будет. Теперь, скорее всего, побегу участвовать в очередном рогейне по Москве 14 апреля. Надеюсь эффективно использовать полученные знания и уже поработать на результат. Посмотрим, как выйдет :)