В.З. БЕЛОЛИКОВ. ИЗ МИРА СТАРООБРЯДЧЕСТВА. - 1926

Dec 24, 2007 16:31


«III. Из мира старообрядчества.

На происходившем в сентябре 1926 г. «Освященном Соборе» старообрядцев, приемлющих белокриницкое священство были продолжены попытки объединения их с беглопоповцами […]

Беглопоповщина, как было указано […] приобрела себе законного епископа Николая. Этот успех, который, конечно, подрывая авторитет Белокриницкой иерархии, предоставлял возможность для поповщины выйти из ненормального положения, и побуждал обе стороны предпринять шаги к объединению. Так как главными объектами разделения служили: для беглопоповцев - митрополит Амвросий, а для рогожцев - епископ Николай, то все разговоры о мире вращались около двух этих лиц. Оказывается, до этой беседы происходили 3-4 беседы в Москве и Хвалынске, которые были посвящены исключительно методам ведения переговоров. Договорились до приема ведения бесед протокольным путем, так как беглопоповцы категорически отказались давать письменные ответы на вопросы рогожцев. На последнем заседании согласительной Комиссии вышло разногласие, которое отразилось и в настоящем заседании, по следующему вопросу. Беглопоповцы предлагали подвергнуть обозрению биографии указанных лиц по периодам: период до обращения в старообрядчество, момент обращения (чиноприемы, условия присоединения) и период после присоединения. Рогожцы возражали против того разделения, указывая на то, что необходимо брать и исследовать ту и другую личность в целом. Этот вопрос дебатировался во все время последнего заседания, и противники не пришли к определенному решению. Затем по инициативе беглопоповцев было постановлено: беседу вести исключительно по документам, и это постановление было более на руку беглопоповцам, чем рогожцам, потому что для них легче достать документы о Николае, чем рогожцам об Амвросии, умершем более 60 лет тому назад за границей.

В состав согласительной комиссии входили: со стороны Белокриницкой иерархии - архиепископ Мелетий, епископ Савватий, М.И. Бриллиантов и др.; со стороны беглопоповцев - Рыбалов, Лысяков, местный священник и другие. Председательствовали по очереди представители той и другой стороны. Начав мирно беседу, протоколируемую секретарями с той и другой стороны, противники скоро перешли к взаимным уколам и упрекам. Спор долго шел относительно метода беседы, а затем стороны перешли к обсуждению тех вопросов, которые были предложены каждой стороной своими противниками. Беглопоповцы предложили рогожцам 6 вопросов, на которые требовалось дать документальные ответы: 1) о крещении Амвросия […]; 2) о разрешении Константинопольским патриархом Митрополиту Амвросию совершения одной заупокойной литургии (вопрос о праве Амвросия священнодействовать); 3) знал ли Амвросий церковно-славянский язык, и как он совершал чин присоединения; 4) по какому поводу и для чего было заключено соглашение с Павлом Белокриницким об 500 червонцах; 5) о единоличном поставлении Амвросием себе приемника Кирилла; 6) до конца ли своей жизни Амвросий остался верен старообрядчеству. На эти вопросы апологетом белокриницкого священства М.И. Бриллиантовым были составлены ответы на основании «Истории белокриницкого священства» Н.И. Субботина, но эти ответы не удовлетворили беглопоповцев, требующих не Субботинсикх рассуждений, а документов, подлинники коих частью находятся в Румянцевском музее. В свою очередь рогожцы предъявили беглопоповцам 14 вопросов, начав по аналогии с последним вопросом о крещении Николая. Беспристрастие требует отметить, что беглопоповцы были более объективными и порядочными в спорах, чем рогожцы: они не затаивали всех документов, которые они достали из канцелярии Св. Синода, хотя некоторые из них и были невыгодны. Между прочим Рыбалов привел слова архиепископа Мелетия о том, что он признавал епископа Николая каноническим епископом тогда, когда он был синодальным епископом.

Беседа тянувшаяся с 8 - 1 ч. ночи убедительно говорила, что ни о каком соглашении не может быть и речи, так как рогожцы признают истинною только свою иерархию, а беглопоповцы, приобретая себе более законного епископа, чем белокриницкие архиереи, не торопятся делать решительных шагов к продолжению своей иерархии, желая, чтобы на ней не было никаких пятен, сомнительных для подозрительных старообрядцев. Перешедшего к ним архиепископа Андрея (Ухтомского) они не приняли, потому что он нарушил чиноприем, совершив миропомазание над собою сам и совершив чиноприем присоединения в помещении Православной Церкви.

Беглопоповцы приглашали рогожцев прибыть к ним на Собор, имеющий открыться 14 октября в г. Нижнем Новгороде и там продолжить переговоры о примирении и соединении».

Белоликов В.З. Из мира старообрядчества. // ж. Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. Москва, 1926 №12-13 С.36-7.

древлеправославие, периодика, ухтомские, архив

Previous post Next post
Up