МОСКОВСКОЕ ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ. 8 МАЯ 2015.

May 12, 2015 15:39



8 мая довелось побывать на Преображенском кладбище, историческом центре старообрядцев-беспоповцев. Погода была хорошая, но фотоаппарата с собой у меня не было (да и нет сейчас нормального вообще). Фотографировал на смартфон, поэтому качество снимков, конечно, не очень.

Прежде всего пошел на "мужской" двор бывшего Преображенского богаделенного дома, позднее - Никольский единоверческий мужской монастырь.


Главный вход на территорию "мужского" двора - под Крестовоздвиженской надвратной церковью. Эта церковь изначально была старообрядческой часовней. Построена вместе с надвратным корпусом в 1806 г. Отобрана в пользу единоверческого прихода в 1854 г. В надвратном корпусе в разное время помещалась богадельня, школа, т.н. «Хлудовская» библиотека древних рукописных и старопечатных книг.


Богоугодное заведение (больница и чумной карантин) и кладбище при нем у Преображенской заставы, по обе стороны Камер-Коллежского вала, основано старообрядцами федосеевского согласия с разрешения правительства в 1771 г., во время моровой язвы, свирепствовавшей тогда в Москве. Инициаторами основания карантина была группа московских купцов-старообрядцев, в числе которых был бывший дворовый человек князя А.Б. Голицына Василий Алексеев Ковылин (годы жизни: 1731-1809, позже московский купец и промышленник), ранее принадлежавший к господствующей церкви, а по крещении в старообрядчестве получивший новое имя Илья, а также купец Фёдор Зеньков.


Первой каменной постройкой считается Успенская соборная часовня. Построена трудами И.А. Ковылина в 1780-х годах (в 1787 г. - уже существовала), вместо прежней деревянной, «по плану и фасаду Царицынского дворца». В 1854 г. отобрана в пользу единоверия и освящена как единоверческая церковь в 1854 (Никольский придел) и в 1857 г. (главная Успенская часть), причем к ней в 1857 г., на средства единоверцев братьев Е.Ф. и И.Ф. Гучковых, пристроена алтарная апсида и барабан главки основного объема сделан световым.


Впоследствии церковь стала соборной учрежденного в 1866 г. Никольского единоверческого мужского монастыря. Внутри обеих церквей находилось множество древних икон, собранных в разное время из упраздненных московских церквей и исторически значимых старообрядческих молелен таких как Монинская Покровская в Москве, Папулинская в Судиславле (Костромской губ.) и других.


Поводом к устройству на мужской половине Преображенского богаделенного дома единоверческого монастыря послужило присоединение в 1865 г. к официальной Церкви группы старообрядческих архиереев и других духовных лиц Белокриницкой иерархии. После принятия ими единоверия, они и составили первоначальную братию обители. Чуть позже к ним присоединился выдающийся старообрядческий деятель, а впоследствии - видный миссионер, о. Павел (Леднёв) по прозванию Прусский, ставший настоятелем монастыря (скончался в 1895 г., погребен у алтаря Никольского придела). На фото - монастырская колокольня, построенная в 1876-1879 гг., на средства А.И. Хлудова, И.В. Носова и других жертвователей.


Корпус мужской богадельни с домовой старообрядческой моленной построен в 1801 г., трудами И.А. Ковылина. По обеим боковым сторонам моленной находились каменные палаты и двухэтажные круглые «ретирады» с каменными переходами к ним. В декабре 1865 г. последние старообрядцы мужского двора освободили этот корпус и переселились в т.н. женскую часть богадельни (территория, огороженная стенами с башнями, к северу, где сейчас Преображенский рынок), унеся с собой иконы и утварь моленной. Позже в корпусе были устроены братские кельи и планировалось устроить в помещении моленной теплую монастырскую церковь, но последнему не суждено было осуществиться.
Сейчас корпус занимает община древлеправославной поморской Церкви и на прежнем месте восстановлена моленная в честь Пресвятой Троицы и апостола Иоанна Богослова. Другие здания монастыря делят новообрядческий приход Московского Патриархата и община старообрядцев поморского брачного согласия. Последние, в частности, занимают основную Успенскую часть центрального храма, в советское время отгороженную от трапезной части (новообрядческий приход) глухой кирпичной стеной.
Перейдем на собственно кладбище. Первоначальное богоугодное заведение с чумным кладбищем при нем с годами постепенно приобретало значение всероссийского церковного центра древлеправославных христиан старопоморского согласия (федосеевцы), а кладбище - в место погребения семейств одних из видных и богатейших московских и прочих купцов и промышленников, принадлежавших к этому согласию. Вкратце с особенностями учения федосеевцев можно ознакомиться тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%E4%EE%F1%E5%E5%E2%F6%FB


В центре кладбища - Никольская часовня, построенная в начале XIX в. в необычном для старообрядцев псевдоготическом стиле. Яркий пример приверженности строителей к архитектурной моде своего времени. В советское время часовню занимало общество старообрядцев филипповского согласия (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B5), которое постепенно прекратило существование из-за принципиального отрицания какого-либо брачного сожительства. Сейчас часовня находится в ведении Преображенской старообрядческой общины федосеевского согласия.


Часовня Креста Господня у могилы главного основателя Преображенского богаделенного дома Ильи Алексеевича Ковылина. Еще в 1990-е была окрашена иначе: красное с белым, что придавало ей более привлекательный вид, нежели нынешний (непонятно почему?) чёрный.


Надгробие И.А. Ковылина с явными признаками «реставрации».


Вообще, по сравнению с тем, что мне пришлось повидать здесь в конце 1980-х - 1990-х, кладбище преобразилось и стало выглядеть ухоженным, хотя и настораживающими признаками «кипящей работы» ритуальных агентств.


Участок известного старообрядческого семейства Любушкиных.


С восточной стороны Никольской часовни погребены наставники моленных, которых на территории богаделенного дома (бывш. женского двора) к началу ХХ в. было семь, и при каждой - свой настоятель.


Никольская часовня (вид восточной стороны).


Участок Бабкиных.


«Дорогому мужу от любящей жены».


Типичное для московских старообрядческих кладбищ надгробие.


Могила фабриканта и революционера Н.П. Шмита. «Зверски зарезан царскими опричниками».


Надгробие единоверца Н.Е. Гучкова (1835-1884 гг.), совладелец
фирмы «Ефима Гучкова С-вья», гласный Московской городской Думы,
выборный Московского Биржевого общества и других общественных
организаций, учредитель и попечитель городского Училища имени
А. С. Пушкина.


Основание белокаменного креста на одном из родовых участков (прибл. сер. XIX в.) Сам крест утрачен.


А этот, подобный же крест сохранился.


Основание белокаменного креста на участке рода Матвеевых.


Один из старинных деревянных крестов.


Участок рода Соколовых.


Резьба на основании старинного белокаменного креста.


Участок рода Челноковых.


Надпись в основании креста: «Могилы рода Богородского 1-й гильдии купца Елисея Савича Морозова».


Надгробие Е.С. Морозова. Морозов, Елисей Саввич (1798-1868) - получил от отца капитал и земельный участок в местечке Никольском и организовал там в 1837 г. собственную мануфактуру с раздаточной конторой и красильней. Старообрядческий писатель поморского согласия, автор рукописи об антихристе (С просторов инета).


Заканчивая обзор некрополя, перед тем, как перейти к краткому обзору бывшего «женского» двора, хочу обратить внимание на два необычных для этого места надгробия, которые, скорее всего, к старообрядчеству отношения не имеют, но выделяются своей оригинальностью.








Подумал: Может быть здесь покоится прах абстракциониста?


Крестовоздвиженская соборная часовня бывшего «женского» двора.
В царствование императора Александра I, в 1806 г. на земле, нанятой на продолжительный срок у Удельного ведомства и принадлежавшей крестьянам села Черкизова, трудами И.А. Ковылина и на пожертвования богатых московских прихожан, в частности, Грачева, выстроено шесть больших каменных двухэтажных корпусов с отдельной моленной при каждом, со столовыми и кухнями, для помещения в них женщин и девиц. Эти здания были обнесены каменной оградой с четырьмя башнями по углам и названы женской обителью, а прежний двор (который позже был отобран под единоверческий монастырь) назван обителью мужской. Женский двор построен преимущественно на средства купца Грачева, поэтому получил название «Грачевский». Соборная одноглавая Крестовоздвиженская часовня с колокольней на женском дворе построена в 1811 г., без разрешения правительства. В 1852 г. она запечатана по повелению императора Николая I. В 1868 г. ее разрешено отремонтировать, а в 1869-1870 гг. она вновь распечатана по просьбе старообрядцев, ходатайству московского генерал-губернатора и заведовавшего богадельней чиновника по особым поручениям А.В. Савельева. В 1865 г. на женский двор перебрались оставшиеся «призренники» двора мужского в связи с учреждением по соседству Никольского единоверческого монастыря. Ныне территория частично занята Преображенским рынком, а часть, в которой помещается старообрядческая Преображенская община старопоморского согласия закрыта для свободного посещения. В отличие от зданий единоверческого монастыря, «женская» обитель сохранилась почти полностью, сохранились все четыре башни (у монастыря - ни одной), небольшой отрезок стены, все каменные корпуса с молитвенными храмами в каждом и главная соборная часовня.


Юго-восточную башню с фрагментом восточной стены «женской» Преображенской старообрядческой обители я фотографировал со стороны кладбища.





Стены и башни обоих дворов были по своей архитектуре «близнецами», стилизованы в понимании своего времени под ограды древних монастырей-крепостей.


Но элементы псевдоготики явно заметны.





И напоследок - здание противотуберкулезного диспансера или по-модному «Городского клинико-диагностического центра». Это - бывшее здание больницы Преображенской старообрядческой общины, построенное в 1912 г. по проекту архитектора Л.Н. Кекушева в стиле русского модерна. Внутри здания, традиционно для старообрядческих заведений, была устроена моленная. Адрес: Преображенский вал, 19. Довольное интересное по архитектуре, но мрачное по цвету фасадов, сооружение.

фото, архитектура, москва староверческая, старая москва, родная старина, прогулки по москве, единоверие, история

Previous post Next post
Up