Екатерина Серебрякова: «Эмоции не бывают плохими или хорошими, они могут быть неискренними»

Jul 25, 2015 12:35


Наша беседа с талантливым театральным фотографом Екатериной Серебряковой: о пуантах, высоких нотах, переходных позах, щелчке затвора и любимых спектаклях.



Больше фотографий тут: http://gorodskoyportal.ru/rostov/news/local_news/16554942/

- В чём специфика профессии балетного фотографа? Учат ли балетных фотографов разбираться в балете, хотя бы в его основах?

Специфика балетного фотографа как в том, что нужно разбираться в этой сложной профессии под названием «балет». Наверное, это звучит излишне категорично, но иначе и не скажешь. Есть чёткое деление в терминах «пляска», «танец» и «балет». К сожалению, даже Википедия говорит, что балет - это пляска и пантомима, что в корне неверно. В пляске движения хаотичные, а в балете для каждой позиции есть обозначение и название на французском языке. Балетный фотограф обязан отдавать себе в этом отчёт и держать в голове (желательно) «картинки» этих позиций. Этому есть понятное объяснение: раньше снимали на плёночную технику, она слегка опаздывала по сравнению с движением человека. Сейчас снимают на цифровую, и она опережает... Вывод напрашивается сам. И в том, и в другом случае фотокадр может попасть в переходную позу и выставить танцовщика в негативном свете. Не думаю, что можно, поставив человека в неловкое положение, грубо говоря, его «подставив», гордиться своей работой и полученным снимком. Подчеркнуть красоту грамотно исполненного классического танца и есть задача настоящего балетного фотографа. Увы, в настоящее время многие пресс-службы театров приглашают снимать танец не людей, разбирающихся в этом виде искусства, а, например, своих знакомых или «Васю, который красиво снимает девочек в студии и свадьбы». Результат часто виден на сайтах театров, когда на фотографии танцовщиков просто без слёз не взглянешь. Наверняка, пресс служба старалась, и кому-то там кажется, что снимок «красивый» - на нем есть эффект боке, например, развевающаяся пачка, крупным планом пуанты. А смотришь - на снимке лебедь не стоит на пятаке, ноги не в пятой позиции, корпус как-то слишком перегнут. Что хотел сказать фотограф? Что хотела сказать пресс-служба, размещая этот снимок на сайте театра? Ох, одни вопросы.

Я всегда вспоминаю известного балетного критика Слонимского, который, для того, чтобы грамотно писать о балете, сам встал к балетному станку и делал экзерсисы. К сожалению, никакого обучения именно театральной съемке у нас в стране нет. Лично я пришла в балетную фотографию из балетной журналистики, а потом и критики. Не так давно я получила сертификат об обучении на курсе «Балет и современный танец», который организовал центр Мейерхольда совместно с премией «Золотая маска». И там нас учили и основам балетного танца, и азбуке его движений.

- Как Вы выбираете ракурс во время спектаклей? Где Вы обычно находитесь во время съёмки?

Я люблю снимать именно во время спектакля, причём я глубоко убеждена, что любой спектакль (в том числе драматический) нужно снимать не один раз - когда знаешь все «подводные камни» мизансцен, освещения, когда танцовщики не бояться ошибиться в порядке движений, а могут полностью отдаться образу роли. Выбор ракурсов для фотографов небольшой - или по бокам сцены (если позволяет зал), или посередине в конце зала. За кулисами я снимать не люблю, наверное, потому, что в мою задачу входит съёмка самого танца, а не закулисная жизнь. Хотя последнее, чаще всего, даёт фотографу больше шансов заявить о себе, показать, что он вхож в «святая святых». Я люблю вспоминать комплимент, который мне однажды написали под моим снимком: «Видно, что у вас работают творчески честные люди!». Я хочу, чтобы мои скромные способности позволили мне бы и дальше передавать это ощущение в отношении всех, кто попадает ко мне в объектив.

- Не мешают ли Вам окружающие во время Вашей работы?

Мне - нет. Больше всего я боюсь кому-то помешать. Поэтому выхожу в зал всегда в тёмной одежде, чтобы, когда погаснет свет, меня не было видно. Специально в своё время сделала выбор в пользу фототехники Сони, именно за счёт того, что в ней щелчок затвора звучит гораздо тише.

- Есть балеты, которые фотографировать легко? И наоборот, очень сложно? Ваш любимый балет с этой точки зрения?

Штатный фотограф журнала «Балет» Дмитрий Куликов любил шутить: «Балет не получился, плохое освещение». Поэтому, мне кажется, «Дон Кихот», кроме сцены с театральным представлением, идеален для начинающих фотографов. Свет ровный, чистый, можно не думать о настройках камеры. И пусть с первого раза не получатся все прыжки, красивые кадры всё равно будут.

- Кем из современных балетных фотографов Вы восхищаетесь?

Восхищаюсь - сказать не могу. Наверное, когда я смотрю на снимок, я думаю, чему я могу научиться. Мне очень нравится, как работают Ник Круссер в Санкт-Петербурге и Виктор Дмитриев в Новосибирске. У Ника удивительный взгляд и интересная раскадровка, а Виктор - удивительный трудоголик, знакома с его работами еще из ЖЖ много лет назад. Мне кажется, у него чутьё балетной эстетики. Вообще, я рекомендую всем вступить в группу ФБ «Театральная фотография», где часто выкладываются очень интересные фотоработы.

- Как Вы совершенствуете своё мастерство?

Учусь. Наблюдаю. Спрашиваю.

- Какими Вашими фотографиями Вы больше всего гордитесь? Чем они важны для Вас?

У меня нет снимков, которые, с точки зрения именно моей работы, удовлетворяли бы меня всегда. Но, безусловно, я очень горжусь съёмкой балета «Драма на охоте», которая позволила труппе Ростовского Музыкального театра быть достойно представленной и на сайте Большого театра, и на всех афишных Московских ресурсов.

Очень бережно отношусь к съёмке в Киевском театре оперы и балета в апреле 2014 года. Это получилось как-то случайно, я была в этом городе всего два дня и не могла, конечно же, не пойти в театр. Давали «Дон Кихот». И мне разрешили «немножко поснимать». Это был волшебный подарок, о котором я буду вспоминать всю жизнь.

- Что Вы стремитесь показать в Ваших фотографиях?

Красоту правильно исполненного классического танца.

- Кто Ваша любимая модель для съёмки?

Вся труппа Ростовского Музыкального театра. И всегда буду благодарна художественному руководителю и директору театра Вячеславу Митрофановичу Кущеву и директору труппы Сергею Владимировичу Горбатову за то, что в меня поверили, и дали возможность постигать азы балетной фотосъемки.

- Вы знаете, что я очень люблю серию Ваших фотографий Оксаны Скорик в Ростовском театре в балете “Жизель”. Какие впечатления у Вас остались после этого спектакля?

Спасибо большое, мне это очень приятно. Надо сразу сказать, что я очень люблю балет «Жизель» и пересмотрела в этой партии много балерин - как титулованных, так и нет. Но из них две мне запомнились больше всего. Самый первый спектакль, который я видела, был на сцене Большого театра, и в партии Жизели танцевала Надежда Павлова. Намного позже мои близкие друзья, чтобы меня поддержать в трудную минуту и зная мое особенное отношение к этому балету, специально купили билеты на спектакль с участием Натальи Осиповой. Спектакль с участием Оксаны я впишу в ряд своих эстетических балетных удовольствий. Она буквально подкупила своей какой-то удивительной тонкостью балетных линий и изяществом движений. У неё очень красивые удлиненные стопы. От спектакля осталось очень светлое впечатление.

- Успеваете ли Вы во время своей работы насладиться красотой спектакля в полной мере?

Не помню, кто сказал: «Для того, чтобы балетная фотография получилась хорошо, фотограф должен танцевать вместе с танцовщиком». Для меня съёмка - выражение душевного порыва. Я никогда не отношусь к съёмке во время спектакля чисто технически. Напротив, объектив помогает увидеть детали, слишком далекие для невооруженного глаза.

- Какие балеты Вам нравятся как зрителю?

Наверное, если я скажу, что все, Вы, наверняка, улыбнетесь. Мне нравится движение как эмоция, выражаемая танцовщиком. Например, в балетах Анжелена Прельжокажа они одни, в балетах Петипа - другие. Ведь эмоции не бывают плохими или хорошими, они могут быть неискренними.

- Могли бы когда-нибудь сфотографировать оперу? Каковы особенность фотографирования оперы?

Оперу я люблю, точно так же, как и любой другой тип выразительного искусства. Я не только смогла бы - я с радостью это делаю, точно так же, как снимаю и драматические спектакли. Легче сказать «не могу». Везде есть свои нюансы. Так, например, не стоит снимать певца в тот момент, когда он берет самую верхнюю или нижнюю для себя ноту - лицо может быть перекошенным, рот слишком открыт, а ещё у некоторых есть привычка приседать в этот момент.

Театральная фотография - очень тонкая вещь. Вы можете снять спектакль, полный эмоций и душевной красоты, а можете странных разряженных людей в гриме, которые непонятно чем занимаются. И есть только один рецепт. Как говорил Белинский: «О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нём, если можете!»

культура/искусство, фото

Previous post Next post
Up