Обзор одного интереснейшего музея нашего города. В нём предоставлены шесть категорий, в каждой из которых можно проследить историческое развитие различных видов техники нашего и зарубежного производства.
Музей существует почти 2 года и о нём знал с момента открытия, но вечные проблемы, дела и лень не позволяли посетить его. Наконец-то, чудо случилось и я побывал в нём, о чём и пойдёт мой рассказ.
Вычислительная техника, техника печати и копирования, звукозапись, ради и телевидение, телеграф и телефон, фотография и фотолюбительское кино - коллекция состоит из шести категорий, в каждой из которых можно проследить историческое развитие всех перечисленных видов техники. Ретро-экспонаты долго и кропотливо собирались по все России, а некоторые прибыли в музей из-за рубежа. В общем, это не музей, а сказка!
Хотелось бы сразу сказать, что всё это частное и принадлежит одному человеку (бизнесмену), который "болеет" всем этим. У нас очень мало музеев в Ростове и пожалуй, этот, как по мне - самый лучший. Лучший не только потому, что тут действительно уютно, чисто, приятно, но и потому, что человек это делает от души. Сам закупает на аукционах экспонаты, привозит что-то из-за рубежа во время своих поездок, принимает различные вещи от добрых и отзывчивых горожан. Ну и ещё, вы где-нибудь видели цену за билет в размере 100 рублей? - На минутку напомню, что аренда в центре обходится в круглую сумму, не говоря уже о прочих затратах. Так и получается, что в нашей стране кроме как на частников - рассчитывать не на кого, государству обычно плевать.
Ладно, что-то меня совсем занесло не в ту степь, пора бы уже начать рассказ!) Начну его с того, что здесь работает очень добрая и отзывчивая женщина. После недолгой беседы (что можно трогать, а что нельзя и тд) начинаем погружаться в историю техники...
По левую сторону располагаются вещи, которые может приобрести любой желающий:
Среди них: Кантата-204 - всеволновая сетевая ламповая радиола второго класса. Изготовитель - Муромский завод РИП. Серийное производство модели начато в 1976 году. Радиола ''Кантата-204'' является модернизацией серийно выпускаемой с 1973 года модели ''Кантата-203''. В новой радиоле в 1,5 раза улучшена чувствительность, в 2,5 раза повышена эффективность АРУ. Есть разъём для записи программ радиовещательных станций на магнитофон. Благодаря использованию новых громкоговорителей улучшилось звучание. Для прослушивания грамзаписи используется универсальное ЭПУ. Размеры модели 742х330х265 мм. Её масса - 21 кг:
Как вы уже могли заметить по ценникам, удовольствие это не из дешёвых, но будь я богачом, сгрёб бы всё отсюда не раздумывая.
Модельки из Парижа - их тоже можно купить:
Сбоку на стене висит настенный деревянный телефон Ericsson - это уже экспонат музея, то есть не для продаж:
Аппарат с индукторным вызовом и батарейным ящиком, произведен в 1905 г. в Швеции. Использует трубку с угольным порошковым микрофоном с амбушюрой и электромагнитным телефоном на рычажном держателе и поляризованный звонок. В отдельном отсеке располагается батарея для питания микрофона. Этот телефон, полностью копирует модель Ericsson.
Использовался в Европе, США, Австралии для городской связи в 1900-1920-х гг.
Перейдём к основным экспонатам - радиола "Сакта". Производитель - Рижский завод имени Попова, модель 1959 года:
А знаете, что самое удивительное? Всё это добро в рабочем состоянии:
Тётенька предложила нам прогуляться по музею под классику. И правда, всё рабочее и мы погрузились на все 100% в атмосферу былых времён.
Следующий объект для изучения - фонограф (первый прибор для записи и воспроизведения звука). Звук записывается на носителе в форме дорожки, глубина которой пропорциональна громкости звука. Звуковая дорожка фонографа размещается по цилиндрической спирали на сменном вращающемся барабане. При воспроизведении игла, двигающаяся по канавке, передаёт колебания на упругую мембрану, которая излучает звук. Изобретение стало поразительным событием того времени; дальнейшим развитием фонографа стали граммофон и патефон.
Фонографы работали по следующему принципу: по вращающемуся звуконосителю перемещалась игла-резец, полученные при помощи мебраны-микрофона механические колебания механически же фиксировались деформацией звуконосителя. В первых конструкциях оригинальный звуконоситель использовался и для воспроизведения, но такая технология не давала дополнительной механической энергии для того, чтобы получить звук достаточной громкости. В дальнейшем начали применять методы гальванопластики для изготовления копии звуконосителя из более твердого материала. Для воспроизведения записи по звуконосителю перемещалась игла механически связанная с мембраной-излучателем. Первые фонографы, использующие фольгу на цилиндрических носителях, позволяли осуществить лишь очень короткие записи - длительностью всего несколько минут - и быстро изнашивались. Более долговечными стали валики, покрытые слоем воска:
Роликовый полифон (музыкальная шкатулка) - производит звуки при помощи ряда штырьков, закрепленных во вращающемся цилиндре, которые цепляют настроенные зубья стальной гребенки.
Первую музыкальную шкатулку изобрел в 1796 году часовой мастер Антуан Фавр. Он смастерил уникальный на то время механизм, который воспроизводил известные мелодии. Вскоре эти игрушки превратились в настоящие произведения искусства и стали любимыми подарками для юных барышень. Их изготавливали из ценных пород древесины и украшали изысканными росписями. Зачастую, на крышках красовались влюбленные парочки на фоне пасторальных пейзажей. В некоторых шкатулках мелодия дополнялась перезвоном колокольчиков. Фантазия изобретателей была безгранична. К примеру, некий Жак Вокансон даже сконструировал музыкальную шкатулку, на крышке которой располагались движущиеся фигурки, реально игравшие на музыкальных инструментах. У музыкальных шкатулок мог быть любой размер: от шляпной коробки до громоздкого предмета мебели. Поэтому и звучание было разное. Чем шкатулка была больше, тем громче и приятнее лилась мелодия. Большинство из них все же являются настольными механизмами.
Первая фабрика музыкальных шкатулок была открыта в Швейцарии в 1815 году Джереми Рекордоном и Сэмюэлем Джунодом. Работали также несколько изготовителей в Богемии и Германии. К концу 19 столетия некоторые из европейских производителей открыли фабрики-филиалы в Соединенных Штатах. В России этот механический инструмент получил распространение только в конце 19 - начале 20 века. Позднее на место роликового полифона пришел дисковый:
Дисковый полифон - это механический музыкальный прибор, на котором можно проигрывать металлические диски. Мелодии на них наносились с помощью перфорирования - маленькие прямоугольные отверстия, расположенные по радиусу диска, соответствуют определенной музыкальной теме. Заводишь пружину, ставишь диск, прижимаешь его специальным устройством, отпускаешь пружину с тормоза - диск начинает вращаться и, наконец, звучит музыка. Специальные крючочки зацепляются за отверстия в диске и создают мелодичный звон, похожий на звучание клавесина:
Полифоны были редкостью в провинциальной России. Изготавливались они за границей, а появились там в последней четверти XIX века. В Россию попали не ранее 1890-х годов.
Ну, а для тех, кто хотел послушать мелодии подольше - были такие диски:
Следующее помещение - уютная комнатка с очередными экспонатами:
На столе стоит телеграфный аппарат Морзе - электромеханический телеграфный аппарат для передачи и приема сообщений знаками кода Морзе. Передатчик аппарата Морзе - ключ телеграфный, приемник - электромагнит, управляющий работой пишущего механизма.
Телеграфные аппараты использовались с нач. ХХ в. до 50-х гг. ХХ в. Сообщения передавались в виде кодовых комбинаций при помощи телеграфных аппаратов по каналам телеграфной сети. Основы телеграфной связи были заложены в 1832-1844 гг. работами П. Л. Шиллинга, Б. С. Якоби (Россия), С. Морзе. Телеграфные аппараты «Морзе» передавали информацию при помощи телеграфского ключа азбукой «Морзе» по проводам на расстояние до 1000 км. В 1837 г. американский художник и изобретатель Сэмюэл Морзе создал электрический проводной телеграф - первое средство дальней электросвязи. В 1838 г. он придумал азбуку в виде точек и тире (названную его именем) для кодирования сообщений. Американский промышленник Стив Вейл обратил внимание на работу Морзе и согласился пожертвовать 2 000 долларов, а также предоставить помещение для дальнейших опытов при одном условии - Морзе берет в помощники его сына Альфреда. Союз младшего Вейла и Морзе оказался плодотворным. На деревянной раме, прикрепленной к столу, Морзе установил электромагнит и часовой механизм, приводивший в движение бумажную ленту, к маятнику часов он прикрепил якорь (пружину) магнита и карандаш. Производимое при помощи особого приспособления, телеграфного ключа, замыкание и размыкание тока заставляло маятник качаться взад и вперед, причем карандаш чертил на движущейся ленте бумаги черточки, которые соответствовали поданным посредством тока условным знакам.
В России телеграфные аппараты впервые появились ещё в 1839 г. во время русско-турецкой войны, они передавали сигналы и назывались "семафорные". В 1903 г. во Владивостоке на о. Русском и на о. Аскольд были оборудованы морские телеграфы. В 1904 г. в ходе русско-японской войны с о. Аскольд телеграфистом была передана телеграмма о том, что к городу движется японская эскадра. Это сообщение позволило привести в боевую готовность Владивостокскую крепость. Японцами был сделан всего один залп по городу, который не нанёс серьёзных разрушений и никого не ранил.
Широко применялись телеграфные аппараты «Морзе» во время гражданской и Великой Отечественной войн. В мирное время их использовали для поддержания связи между районными центрами и городами. После 50-х гг. ХХ в. телеграфные аппараты «Морзе» были вытеснены буквопечатающими телеграфными аппаратами.
Небольшой стендик у ног, где можно заметить телеграфный ключ - простейший передатчик телеграфных сигналов для передачи сообщений Морзе кодом. Является частью аппаратов Морзе. При работе ключом телеграфист манипулирует рычагом, замыкая и размыкая цепь тока в соответствии с передаваемым сообщением.
Традиционный телеграфный ключ (ключ Морзе) представляет собой подпружиненное коромысло, качающееся в вертикальной плоскости, установленное на достаточно устойчивом основании. Нажимая на конец коромысла, оператор замыкает единственный электрический контакт. Натяжение пружины и ход коромысла (зазор контактной группы) регулируются, чтобы обеспечить оператору комфортную работу. Реже встречаются образцы с горизонтальным движением коромысла. Есть ключи, в которых контакты работают одновременно и на замыкание, и на размыкание цепи.
Умение работать на механическом ключе считается базовым навыком для радиооператора независимо от того, насколько часто он будет им пользоваться на практике. До недавнего времени, например, для получения радиолюбительской лицензии необходимо было сдать обязательный экзамен по приему радиограмм на слух и передаче на механическом ключе (сейчас во многих странах это требование сильно смягчено).
Темп передачи на механическом ключе невысокий. На практике редко передают больше, чем 100-120 знаков в минуту. Быстрее работают только тренированные спортсмены-скоростники:
Есть и другие приятные мелочи:
Теперь приступим к телефончикам: на первой полке посередине - настольный телефонный аппарат местной связи с индукторным вызовом системы МБ. В телефонном аппарате для посылки сигналов вызова на ручную телефонную станцию или непосредственно на другой телефонный аппарат используется телефонный индуктор. Перевод телефонного аппарата из состояния готовности к приёму сигнала вызова в состояние готовности к ведению переговоров и наоборот обеспечивается переключателем рычажного типа. Сигнальным устройством для вызова абонента служит электрический звонок, реже лампа. Наиболее важные элементы разговорной части - микрофон и телефон, для удобства пользования объединяемые, как правило, в одном конструктивном узле - микротелефонной трубке.
Аппараты местной батареи получают питание от гальванических элементов (устанавливаемых в корпусе телефонного аппарата или поблизости от него). Настольный телефонный аппарат местной связи с индукторным вызовом системы МБ изготовлен в 1965 году на Ленинградском телефонном заводе «Красная Заря»:
На втором ряду (на фото выше) можно распознать радиотелефон РТ21-1Б использовавшийся в народном хозяйстве и РСВ-1 (переносный радиотелефон, радиус действия 30км). Кстати, последний часто использовался для пунктов Гражданской Обороны.
Некоторые модели были не подписаны (как на фото выше), да и зачем? - Они тут лишь в качестве примера и ничего особенного в них нет. А вот ещё один предмет, внизу слева - оказался мне знаком: полевая телефонная станция ТА-57. Изготовлена в 1966 году на Ленинградском телефонном заводе «Красная Заря». Предназначена для обеспечения качественной связью в любое время и в любых условиях. Многие годы "ТА-57" состоит на вооружении армии ряда государств. Успешно применяется ТА-57 не только в боевых условиях. Этот легкий и компактный полевой телефонный аппарат (его вес не превышает З кг) оказался незаменимым для геологов, нефте- и газодобыдчиков, а также в условиях сельской местности:
А вот сейчас, наверно, многие из Вас всплакнут:
Я уверен, любой читатель узнает здесь что-то своё, родное, которое когда-то звенело в кармане куртки. Будь это пейджер или "кирпич":
С телефонами покончено, перейдём в следующую комнату:
Механическая печатная машинка "Континенталь" (англ. Continental) - механическая печатная машинка. Изготовлена германской фирмой «Wanderer Werke A.G.» в Хемнице в начале 1920-х годов. Имеет четыре ряда клавиш и два регистра:
Сбоку ещё несколько - Ортех, переносная печатная механическая машинка. Печатная машинка ОРТЕХ типа ПП-215-09. Производилась на московском заводе печатных машин. Все печатные машинки данного типа комлектовались: чемоданом для хранения, щеткой для чистки шрифта, кисточкой для смахивания пыли, лентой красящей (установлена в машине):
Любава - портативная механическая пишущая машинка, предназначенная для печатания текстовых, цифровых и табличных материалов индивидуальными потребителями, а также в учреждениях и на предприятиях с небольшим объёмом машинописных работ, где применение больших канцелярских машин нецелесообразно. Машинка поставлялась в пластмассовом кожухе-чемодане. С 1983 года производилась на Рязанском заводе счётно-аналитических машин по лицензии, приобретённой у немецкого предприятия Robotron на машинки Erika 30/Erika 40. Выпускалась в двух модификациях (ПП-215-01 и ПП-305-01), различающихся шириной каретки:
На столике стоит "Москва" - переносная печатная (пишущая) механическая машинка. Выпускалась на Заводе печатных машин (ЗПМ), 1970 год. Фабрично производились недолго, потому на данный момент сохранилось немного подобных моделей. Предназначалась для каждодневных походов на работу, шла в комплекте с футляром, отделанным под кожу:
Календарик признал - такой стоял когда-то у меня в комнате:
А вот что за ручка - не знаю, на обратно стороне была подпись "Чехов":
Мимеограф, изобретенный Эдисоном в 1876 году, был прототипом печатного станка. Представленный лот - ротационный мимеограф Эдисона №76 произведен AB Dick Company Chicago. В 1909 году данная модель рекламировалась как "MILLIONAIRE MAKER":
Первый станок ротационной трафаретной печати был создан Томасом Алва Эдисоном в 1876 году, тогда же изобретение было запатентовано под названием мимеограф. В мимеографах для производства копий использовались листовые трафареты, накладываемые на вращающийся барабан, содержащий жидкую краску, и отпечатывающие рисунок на проходящих под ними листах бумаги. За один раз с каждого трафарета можно было изготовить до 5000 копий, причем существовала возможность его повторного использования. Трафареты изготовались от руки или машинописным способом на восковой бумаге или плёнке, а также фотомеханическим, фотоэлектрическим или гальваническим способами.
Наряду с гектографом, мимеограф в течение многих десятилетий использовался для печати и размножения офисных документов, учебных материалов, а также церковных бюллетеней. Эта технология была вытеснена более дешевой офсетной печатью в конце 1960-х.
Сначала надо было вручную записать оригинал электрическим пером. Ручка, внутри которой постоянно двигалась тонкая игла, пробивала трафаретный рисунок из мелкого пунктира и создавала матрицу на специальной бумаге. Матрицу можно получить и другим способом - на пишущей машинке со снятой красящей лентой. Литеры пробивают буквы и создают трафарет. Для этого была нужна провощёная крепкая бумага, которая сохраняла контур букв и не рвалась.
Полученную матрицу надо было закрепить и растянуть в рамке-крышке. Сверху она покрывалась типографской краской. Под рамкой стоял массивный металлический ящик с полированной площадкой. Подняв рамку на шарнирах и положив на площадку лист бумаги, можно было прокатать рамку резиновым роликом и получить оттиск. При этом краска проступала через трафарет и оставляла копию автографа. Внутри металлического ящика было пустое место, где хранился резиновый ролик и банки с краской:
Так же удалось заметить "Аккорд", производитель - Рижский государственный электротехнический завод ВЭФ. Выпуск приёмника начат в 1953, а радиолы в 1954 году:
Радиоприёмник ''Вэф-Аккорд'' разработан и выпускался на Рижском радиозаводе ''ВЭФ'' с осени 1953 года. Представляет собой 7 ламповый настольный супергетеродин 2 класса, с питанием от сети. По конструкции и виду, кроме ЭПУ, изменений в футляре и схеме, а также применения более информативной шкалы, радиола - аналогична приёмнику. Параметры тоже совпадают. Вес радиолы 23 кг. Цена 95 рублей 45 копеек (1961):
Досмотрим печатные машинки, некоторые почему-то не подписаны, но уж больно знакомы:
Underwood (англ. Underwood) - механическая печатная машинка, производившаяся с 1896 года в США. Стала первой популярной машинкой с фронтальным расположенной рычажно-литерной корзины. Модель сконструирована Францом Вагнером. Изобретатель построил конструкцию машинки так, чтобы печатающий видел строку и мог контролировать своё письмо. У Вагнера не было денег на производство, и он продал свое изобретение фабриканту Джону Ундервуду, который выпустил товар в продажу. Машинка завоевала широкую популярность, благодаря удобству работы на ней и принесла ее производителю огромные доходы. К сожалению, такого нельзя сказать об ее изобретателе. Он не получил материального достатка от своей гениальной идеи, и жизнь его закончилась в полной нищете:
А вот и более современные аппараты:
Для радиолюбителей:
Очередной стенд с приятными "мелочами": Малютка - абонентский громкоговоритель. Производитель - Красносельский завод пластмассовых изделий. Производство - с 1948 года. Стандартный абонентский громкоговоритель, предназначенный для воспроизведения программы передаваемой по радиотрансляционным сетям проводного вещания. Громкоговоритель выпускался в широкой цветовой гамме футляра:
Не буду перечислять все модели, которые есть тут - можете посмотреть\почитать на фото:
Многим знакомый Маяк-202 - приёмник трёхпрограммный. Производитель: Лианозовский электромеханический завод, а так же Кимовский радиоэлектромеханический завод в Тульской области. Модель 1977 года. Трехпрограммные радиоприемники в СССР пользовались популярностью, поскольку были удобными в эксплуатации и надежно служили длительное время. Маяк-202 был одной из самых распространенных моделей трехпрограммных радиоприемников.
Существовал еще также вариант Маяк-202 Олимпийский, выпущенный в производство в преддверии Московской олимпиады. На его передней панели можно было увидеть символику олимпиады в виде стилизованного изображения московского Кремля и олимпийских колец:
По бокам от него стоят "Тайга-2" и "Волга":
Есть в наличии и Кировоград, Альпинист-2, Атмосфера 2м, ВЭФ-201, Олимпик, Селга, Сигнал-304, Спидола-231 и многое другое, что не попало в обзор.
Одно из любимых мест в музее:
Рекорд - выпускался с 1956 года радиозаводами в городах Александрове, Воронеже и Баку и работал в первых 5-ти каналах, а также принимал программы ЧМ радиостанций. Телевизор изготовлен на металлическом каркасе и закрыт ящиком с отделанным под ценные по-роды дерева. Модель имеет размеры 485х425х525 мм, вес 24,5 кг.
В 1956 году модель телевизора Рекорд получила Большую золотую медаль на международной выставке в Брюсселе. В 1960-е годы каждый пятый телевизор в советской семье был этой марки:
Звезда - радиоприёмник второго класса, производители - Харьковский завод "Коммунар" и Московский завод "Мосприбор". Выпуск приёмника начат в середине 1954 года. Выпуск радиоприёмника "Звезда-54" был достаточно значимым событием середины пятидесятых годов в СССР. Радиоприёмник не вписывался в привычную линейку моделей унылых и серых приёмников и радиол в деревянных футлярах, как близнецы похожих друг на друга и практически не меняющиеся по оформлению годами. Средства массовой информации в основном в газетных ижурнальных изданиях эффектно описывали появление радиоприёмника "Звезда-54" как огромный прорыв в оформительском дизайне, как последний писк моды, что давало людям надежду о наступлении новой, светлой жизни. На самом деле всё было куда проще и прозаичней. Радиоприёмник "Звезда-54" - по внешнему оформлению полная копия французского радиоприёмника "Excelsior-52" выпуска 1952 года. Точно не установлено каким образом французский приёмник попал в ИРПА. По некоторым данным его, как подарок привезли дипломаты, посещавшие Францию в 1952 году, по вопросу независимости Австрии. По другой версии приёмник был специально закуплен для копирования и выпуска по распоряжению высшего руководства..
Ещё один штрих, имеющий отношение к выпуску радиоприёмника - в послевоенные годы правительством CCCР было принято решение, предусматривающее выпуск оборонными предприятиями СССР вместе со специальной продукцией - товаров ширпотреба. B соответствии c этим c 1952 года Всесоюзным научно-исследовательским институтом радиовещательного приёма и акустики имени А.С. Попова, сокращённо "ИРПА", совместно с заводом ''Коммунар'' (Харьков, Украина) началась разработка и подготовка конвейера, к серийному выпуску радиоприёмника ''Звезда-54''. В 1954 году производство приёмника параллельно было передано и на завод Мосприбор (бывший велозавод). B третьем квартале 1954 года - радиоприёмник был модернизирован. Модернизация каснулась шасси модели, которое стало вертикальным, для облегчения технологических процессов и расширения цветовой гаммы футляра (красный и зелёный, других цветов не было). Оба варианта радиоприёмников, модернизированный и обычный в футлярах двух цветов выпускали оба завода также параллельно, но приёмников в красном футляре было выпущено намного больше. Часто сбивает с толку логотип ИШ на задней крышке или в инструкции аппарата. ИШ - изделие ширпотреба:
Нева-52 - сетевой настольный девятиламповый радиоприемник, производитель - Ленинградский завод металлоизделий. Модель 1952 года.
Радиоприемник ''Нева'' выпускался отечественной промышленностью без существенных изменений с 1947 года и, естественно, устарел. Модернизированная модель ''Нева-52'' начала выпускаться заводом металлоизделий отдела местной промышленности Ленинградского горисполкома со второго квартала 1952 года. По ряду параметров новый приёмник превышает требования ГОСТа на приёмники 2-го класса, а по ослаблению зеркального канала и уходу частоты гетеродина, на приёмники 1-го класса. Он отличается от старой модели не только схемой и конструкцией но и внешним видом. Увеличение габаритов ящика позволило заметно поднять звуковую отдачу в области низших частот. В результате конструктивной переработки всего приёмника технология его изготовления была значительно упрощена, облегчался в случае необходимости и его ремонт:
Москвич-В - сетевой массовый радиоприёмник, модель 1949 года. Модель Москвич-В - один из самых массовых советских приёмников 1950-х гг., выпускался по крайней мере восемью заводами с 1949 по 1957 г., общий выпуск более 2 млн. шт. Разработан на Московском радиозаводе. После непродолжительного выпуска он был модернизирован и получил наименование ''Весна''. По документации переданной на многие заводы страны, там выпускался радиоприёмник под прежним наименованием ''Москвич-В''. Известны следующие заводы: Сарапульский завод им. Орджоникидзе, Московский завод Мосприбор, Воронежский радиозавод, Александровский радиозавод, Свердловский завод Автоматики, Новосибирский завод Электросигнал, Московский завод Красный Октябрь. За время выпуска аппарат претерпел четыре модернизации электрической схемы и частично конструкции.
По советской документации Москвич-В производился в КНР (в чёрном корпусе и под названием Пекин) и Румынии. Следует отметить, что в инструкциях по эксплуатации, на лицевых панелях и задних стенках серийных приемников фигурирует только название Москвич, без буквы В. Приемник Москвич-В можно видеть в фильме "Мосмква слезам не верит":
Рекорд-47 - радиоприемник. производство - с 1947 года. Производители - Александровский, Бердский и Петропавловский заводы. Является модернизацией предыдущего приёмника ''Рекорд'' модернизации 1946 года. Как и предшественник, приёмник имеет комбинирванное питание пос тоянным и переменным током. По техническим характеристикам, кроме чувствительности и разных промежуточных частот, по построению электрической схемы - аппараты практически совпадают:
Урал-49 - сетевая ламповая радиола, производитель - Сарапульский завод имени Серго Орджоникидзе. Выпуск - 1949-1950 гг.:
За кадром также остались: Заря, Ленинград Т-2, Радий-А, Сапфир 412, Старт-3, Шилялис-401, Юность-406, Мир-154 и огромное количество других моделей и производителей.
В общем, Вам нужно прийти и увидеть всё своими глазами:
Последние две модели перед новым разделом. Эстония-006-стерео: радиола высшего класса, выпускалась Таллинским заводом с 1973 года:
ВЭФ-Радио - всеволновая ламповая радиола 1-го класса. Производитель - Рижский государственный электротехнический завод ВЭФ. Серийное производство начато в 1965 году:
Пожалуй, на этом первая часть моего обзора подошла к концу, во второй мы посмотрим на различные фотоаппараты, видеокамеры, игровые приставки, компьютеры, магнитофоны и многое другое.
Оригинал поста:
http://kerrangjke.livejournal.com/75056.html Наша группа Вконтакте:
http://vk.com/urbanrostov